B фокусе

«Мои действия были законными и согласованными с наблюдательным советом».
Виталий Ворожбит, бывший генеральный директор ЗАО «Телесистемы Украины» (ТМ PEOPLEnet), отвергает обвинения ревизионной комиссии в превышении им служебных полномочий при заключении договоров


Инвестиции


Иностранных вложений в недвижимость будет больше
Отечественный рынок коммерческой недвижимости уже прошел стадию начального развития, однако все равно отстает от рынков стран Центральной и Восточной Европы, а тем более Западной. К такому выводу пришли эксперты Colliers International, проведя обзорное исследование потенциала рынков стран Европы, Ближнего Востока и Африки.


Согласно прогнозу аналитиков в этом году во многих государствах Восточной Европы, включая и Украину, можно ожидать больший, чем в 2007 г., приток инвестиций. По оценке компании за минувший год только в столичную коммерческую недвижимость было вложено около $500 млн.


В целом в 2007 г. на отечественном рынке наблюдался рост инвестиционной активности, при этом основные денежные вливания поступали со стороны международных инвесторов. Они, по мнению экспертов компании, «практически поглотили все качественные объекты страны». В то же время большое число отечественных девелоперов выходили на международные рынки с целью привлечения капитала. Как украинские, так и зарубежные инвесторы направляли финансы в недвижимость не только столичного, но и регионального рынка. В частности, в объекты Днепропетровска, Донецка, Одессы и Харькова.


Что касается цен на коммерческую недвижимость в краткосрочной и среднесрочной перспективах, то, по данным Colliers International, они останутся достаточно высокими вплоть до 2010 г. Такую дату аналитики определили исходя из того, что значительное предложение инвестиционного продукта появится не ранее чем через два года.


Автопром


Покупатели авто остались в развивающихся странах
В то время как в Украине автомобильные дилеры отмечают пока еще неуклонный рост продаж и имеют планы по увеличению показателей реализованных авто на 2008 г., в Европе наблюдается обратная тенденция. Там, по данным агентства Bloomberg, в начале весны впервые за четыре года зафиксировано падение продаж автомашин на 9,5% (до 1,65 млн. единиц по сравнению с 1,83, проданными годом раньше).


Аналитики объясняют указанный факт не снижением качества машин или активности производителей, а попросту отсутствием покупателей.


Количество реализованных автомобилей Toyota за первый месяц весны снизилось на 17%, а Volkswagen – на 13% (практически до 303 тыс. единиц). Продажи Peugeot составили примерно 198 тыс. автомашин, а рыночная доля самой компании упала до 12% (с 12,6%, которые были ранее). Продажи Ford в Европе снизились на 11%, а General Motors – на 12%. Как следствие, и у того, и у другого американского производителя уменьшились рыночные доли. Но больше всего пострадал от низкого спроса Lexus – автомобилей этой марки продано на 22% меньше.


Среди тех, кто увеличил продажи, аналитики компании отметили нескольких производителей. В частности, продажи BMW увеличились на 2,3% (до 93,2 тыс.) во многом благодаря популярности модели MINI.


Маркетинговые коммуникации


Клиенты положительно реагируют на финансовую рекламу
Согласно данным исследования, проведенного GfK Ukraine, в стране за минувший год выросло количество пользователей банковскими услугами среди физических лиц. Так, в последнем квартале 2007 г. данный показатель составил 80% от всех опрошенных респондентов.


Лидерами по количеству клиентов среди финансовых учреждений оказались ПриватБанк, «Райффайзен Банк Аваль» и Ощадбанк. Рост информированности респондентов аналитики компании связывают с рекламной активностью финансовых учреждений. Без подсказки узнаваемость этих банков составила 67, 63 и 56% соответственно, тогда как с подсказкой – 86, 86 и 89%. Выросло количество клиентов в прошлом году также и у «Дельта банка», «Правэкс-Банка» и «Укргазбанка».


Аналитики отметили положительную динамику привлекательности банков среди тех опрошенных, кто на момент исследования не являлись их клиентами. Так, потенциал «Райффайзен Банка Аваль» оценили в 11%, ПриватБанка – 9%, тогда как Ощадбанка – только в 3%.


Наиболее популярной услугой оказалась оплата коммунальных платежей (ею пользуются 53% клиентов). В 2007 г. выросла также востребованность банковских карт среди респондентов. Распространенность данной услуги увеличилась на 9 процентных пунктов и составила 42%.


По данным исследователей, кроме пластиковых карт, респонденты все больше пользуются услугами денежных переводов и нецелевыми кредитами. В прошлом году несколько снизилось и количество людей, планирующих оформление кредита на потребительские товары.


Автомобильный рынок


ВТО не повлияет на стоимость машин в Украине
Цены на автомобили в связи со вступлением Украины в ВТО существенно не изменятся. Такое предположение выдвинула Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД). Представители организации также отметили, что говорить о возможности изменения цен можно будет только в июле 2008 г., поскольку именно тогда импортеры начнут формировать план ввоза автомашин на 2009 г. Напомним, что вступление в ВТО предполагает снижение ввозных пошлин с нынешних 25% до 10%.


ВААИД заявила о необходимости уже с лета будущего года вводить у нас экологический стандарт Евро-3. Представители ассоциации отметили, что ежегодно из-за устаревших экологических норм (в Украине они действуют) страна теряет более 1,1 млрд. евро. Именно столько составляют убытки от загрязнения атмосферы автотранспортом (правда, методика их подсчета неясна).


В Европе начат переход на Евро-5, а Россия в нынешнем году перешла на Евро-3. Для того чтобы при переходе на новый стандарт отечественные производители понесли как можно меньше убытков, ассоциация предложила продолжить до начала 2010 г. реализацию авто, получивших на момент принятия новых норм сертификаты.


Вопрос номера
Участники рынков регулярно выступают с различными прогнозами, в том числе и оценками перспектив роста цен на свою продукцию. В последнее время антимонопольные органы на Западе стали внимательно присматриваться к таким заявлениям, замечая за ними признаки подготовки к ценовым сговорам и давления на рынок.


Где проходит грань между объективной экспертной оценкой и самосбывающимся прогнозом?


Экспертная оценка всегда сопровождается логически выстроенной и аргументированной позицией и соответственно более высокой вероятностью наступления события. В остальном грань очень размыта. Особенно принимая во внимание то, что и первое, и второе претендует на то, чтобы повлиять на решения, принимаемые участниками рынка.
Владимир Свириденко, заместитель директора по развитию бизнеса Columbus IT Ukraine


Покрываемая исследованиями аналитических агентств номенклатура товарных групп далеко не в полной мере соответствует интересам большинства игроков. В условиях дефицита информации компании вынуждены прислушиваться к мнению лидеров своей отрасли. Гораздо эффективнее синтез мнений максимального числа специалистов – как независимых экспертов, так и производителей продукции.
Сергей Дорофеев, руководитель департамента маркетинговых исследований холдинга Unitrade Group


Чтобы объективная оценка никак не воздействовала на результаты прогноза, она не должна оглашаться. Объявите сейчас, что к концу 2008 г. курс доллара будет 5,5 грн., и начнется цепная реакция. В результате паники населения, раскачки курса банками, реакции всей финансовой системы, вмешательства политиков и активного обсуждения в СМИ к концу года нелепый прогноз может сбыться.
Антон Эйне, директор по маркетингу компании «Штраус Украина»


Авиаперевозки


В небе появился бюджетный перевозчик
На рынке авиаперевозок Украины появился новый игрок – венгерская компания Wizz Air. Свою работу она решила начать с внутренних рейсов, а уже с осени перейти еще и на международные (регулярные рейсы в Германию, Италию и Великобританию). Это не только первая иностранная компания, допущенная к полетам на внутренних линиях, но и первый перевозчик, позиционирующий себя как бюджетный (low-cost).


Напомним, что далеко не во всех странах зарубежным авиакомпаниям разрешается работать на внутреннем рынке. К примеру, в России авиационные власти на днях опять подтвердили свою жесткую позицию в данном вопросе.


Новый игрок обещает составить серьезную конкуренцию украинским компаниям. Более того, за три года он планирует стать крупнейшим авиаперевозчиком на рынке страны. Пока в парке компании только один самолет – Airbus-320, но уже к 2012 г. их должно стать 14.


На 2008 г. компания запланировала инвестировать в развитие около $6 млн. По словам Натальи Казмер, генерального директора «Wizz Air Украина», компания предполагает в 2008 году перевезти 250 тыс. пассажиров, в 2009 г. – 1 млн., а в 2012-м – уже 4,5 млн. Напомним, что в 2007 г. общее количество перевезенных пассажиров в нашей стране составило 9,2 млн., из них на внутренних линиях – 2,2 млн.


Для того чтобы предлагать пассажирам как можно более низкие цены, компания будет в основном использовать областные аэропорты, где ниже сбор и более быстрое обслуживание самолетов и пассажиров, а также осуществлять продажу билетов через Интернет. Стоит, однако, отметить, что в стране пока мало аэропортов, способных принимать Airbus-320.


Wizz Air начала работу в 2004 г. Выполняет полеты в Великобританию, Францию, Германию, Италию, Испанию, Польшу, Норвегию, Финляндию, Швецию, Турцию, Грецию. Авиапарк компании состоит из 17 Airbus-320.







Перспективы


Европа будет тормозить
МВФ опубликовал региональный экономический прогноз, в котором говорится, что испытания для финансовой системы Европы еще не закончены: «Списание потерь во многих финансовых учреждениях должно быть приведено в соответствие с реальностью».
Фонд ожидает замедления роста ВВП развитых стран Европы на 1,25 процентных пункта – до 1,5% в 2008 г. и до 1,4% – в следующем году. Развивающиеся экономики региона вырастут в 2008 г. всего на 5,5% (в 2007 г. – на 6,9%), а в 2009-м – до 5,2%. Инфляция в развитых странах Европы составит в 2008 г. 2,7%, в развивающихся – 9,5%.
Основные факторы, ведущие к замедлению роста развитых европейских экономик, – удорожание кредитов и нестабильность котировок корпоративных облигаций.



Европейскому центробанку, возможно, все же придется в ближайшие полгода пойти на снижение ставки для поддержания темпов роста еврозоны. Нацбанкам развивающихся европейских экономик к концу года придется ужесточать кредитно-денежную политику ради борьбы с инфляцией.


Методика расчета LIBOR может быть изменена
Британская банковская ассоциация (ВВА), рассчитывающая процентную ставку LIBOR, сформировала комитет, который займется изучением вопроса изменения методики расчета ставки.
LIBOR – основной мировой ориентир для расчета стоимости заемных денег. В настоящее время она рассчитывается ежедневно на основании котировок, выставляемых группами банков по кредитам в разных валютах на разные сроки.
В последнее время, как отмечают эксперты LIBOR, перестала адекватно отражаться прежде всего долларовая стоимость заемных денег: банки, предоставляющие свои котировки ВВА, не всегда сообщают о дорогих кредитах, чтобы не демонстрировать всему рынку острую нехватку денежных средств.



Рынок сотовой связи оживят Азия и Африка
В 2008-2013 гг. самые высокие темпы роста капитализации сотовых активов покажут Южная Азия (23,7% в год), Африка (21,1%), Юго-Восточная Азия (14,7%), Восточная Азия (14,5%) и Ближний Восток (14,2%). Рынок СНГ будет расти медленнее – на 12,8% в год. Средний показатель роста по миру составит 13,3%. К таким выводам пришла компания Altimo, которая провела исследование совместно с Российской экономической школой, британской Cass Business School и университетом Иллинойса.
На конец января исследователи оценили мировой рынок сотовой связи в $2,4 трлн., что составляет примерно 3,8% мировой экономики, а к 2013 г. эта доля составит 6,9%. Уже сейчас на развивающиеся рынки приходится 60% стоимости мировых сотовых активов, и через пять лет их доля увеличится до 70%. Благодаря росту проникновения сотовой связи на мировом рынке будет увеличиваться доля таких стран, как Эфиопия, Конго, Нигерия, Египет, Индия, Пакистан, Бангладеш, Иран, Индонезия, Филиппины, Мьянма, Вьетнам и Украина. При этом рост показателей среднего дохода на одного абонента (ARPU) и уровня проникновения на Западе остановится.


Цены на зерно могут снизиться
В конце апреля цены на пшеницу на мировых биржах упали до минимального за последние шесть месяцев уровня после того, как Украина, один из крупнейших мировых экспортеров зерна, увеличила размер квот на экспорт. Аналитики надеются, что решение Украины вызовет смягчение ограничений на экспорт, введенных Россией, Аргентиной и Казахстаном. Снижению цен способствовали также прогнозы о предстоящем хорошем урожае зерна в Западной Европе, Канаде, Причерноморье. По прогнозу International Grains Council, урожай зерна в мире в нынешнем году составит 645 млн. т против 603,5 млн. т в 2007 г.

Залишити відповідь