Украинский авторынок при введении утилизационного сбора сократится пропорционально подорожанию авто, – эксперт

Так считает генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоиомпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. "Есть понятие финансовой емкости рынка: если в Украине на сегодня она составляет $5 млрд и за эти деньги люди купили 200 тыс. автомобилей (в 2011 году – ред.), то при увеличении цены на 10% соответственно делим емкость на измененную цену: будет продано на 10-12% автомобилей меньше", – сказал он.

О.Назаренко добавил, что покупательная способность населения сегодня низкая, поэтому, несмотря на обветшание автопарка Украины, "покупают столько автомобилей, сколько могут".

Как сообщалось, в текущем году продажи автомобилей ожидаются на уровне прошлого года (220 тыс.), или даже на 5% меньше.

По мнению О.Назаренко, после введения обеими странами утилизационного сбора российские покупатели украинских автомобилей, учитывая их подорожание, скорее всего, сделают выбор в пользу недорогих иномарок. В то же время украинский покупатель ВАЗов (преимущественно сельские жители) все равно будет стремиться покупать даже подорожавшие авто этой марки, так как они подходят для украинских дорог и их можно ремонтировать своими силами вследствие доступности запчастей.

Гендиректор ВААИД также подверг критике саму идею введения утилизационного сбора в том виде, в каком это сделала Россия и планирует Украина. "На самом деле ни в одной другой стране мира такого сбора нет. Наоборот, в других странах люди еще и деньги получают за сданный в утилизацию автомобиль. Да и в Украине есть фирмы, которые этим занимаются, поэтому человеку выгоднее получить деньги за утилизацию или даже сдать на лом, а не обращаться в какую-то созданную "карманную" фирму, которая положит деньги в карман, а утилизировать автомобиль будет бесплатно", – пояснил он.

Вместе с тем, по мнению О.Назаренко, введение Россией утилизационного сбора (в ответ на который Украина также намерена ввести аналогичный сбор) в определенной степени является ответной реакцией на намерение Украины ввести ввозные пошлины по результатам спецрасследования по импорту авто.

"Хотя некоторые СМИ пишут, что РФ ввела утилизационный сбор как компенсационную меру в связи со снижением пошлин при вступлении в ВТО, ни одно официальное лицо РФ такую информацию не озвучило. В то же время министр торговли ЕЭК Слепнев четко сказал, что в некотором роде к Украине у РФ тоже есть претензии, и на готовящееся решение (о введении спецпошлин – ред.) она не может не реагировать", – отметил он.

Как считает О.Назаренко, озвученное автопроизводителями мнение о том, что, введя утилизационный сбор, Россия нарушает соглашение о режиме свободной торговли, не выдерживает критики. "А когда "Укравтопром" предлагал ввести 37%-ную пошлину на импорт автомобилей, – это не нарушение режима свободной торговли?", – подытожил он.

При этом гендиректор ВААИД добавил, что Украина не может ввести аналогичные меры только в отношении российских автомобилей, так как будет сложно объяснить, почему российские авто подлежат утилизации, а другие нет. При введении же его на все импортируемые авто могут последовать соответствующие санкции со стороны ВТО.

На вопрос о том, может ли ВТО в таком случае применить санкции и к России, О.Назаренко отметил, что поскольку мировые автопроизводители уже построили в РФ 28 автозаводов, их мало волнует импорт автомобилей, поэтому вряд ли кто-то будет инициировать подобные санкции.

По его мнению, для России возможное сокращение продаж на украинском рынке в случае введения Украиной утилизационного сбора станет "комариным укусом" с учетом небольших объемов экспорта (1,5%), тогда как 95% украинского автоэкспорта приходится на РФ.

"В результате пострадают покупатели украинских авто в России и российских в Украине. Поэтому мое мнение – надо прекратить эту торговую войну, она никому не нужна, а нам нужно прекратить спецрасследование без введения пошлин, сказать, что мы против ваших машин ничего не имеем, и тогда РФ сама же пойдет на снижение сбора для наших автомобилей", – считает гендиректор ВААИД.

Как сообщалось, с 1 августа 2012 года в РФ вступил в силу закон о 30%-ном утилизационном сборе на отдельные виды колесных транспортных средств, в соответствии с которым за каждое транспортное средство, ввозимое в РФ либо произведенное в РФ, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности. Плательщиками сбора признаются лица, которые осуществляют ввоз автомобилей в РФ, а также лица, которые производят автомобили на самой территории России.

В то же время Украина заявила о намерении ввести аналогичные меры.

Напомним, министр экономической торговли и развития Петр Порошенко на встрече с главой коллегии Евразийской экономической комиссии Виктором Христенко в Киеве в понедельник сообщил о том, что Украина надеется разрешить вопрос отмены утилизационного сбора на ввоз авто, на саммите глав правительства стран СНГ в Ялте 28 сентября 2012 года.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь