Если во многих отраслях экономики важность выставок как инструмента маркетинга сейчас все чаще ставится под сомнение, то автомобильные шоу по-прежнему привлекают как участников, так и посетителей. Более того, набирают силу новые игроки, стремящиеся создать точки отраслевого интереса в своих регионах. К таковым в первую очередь можно отнести Пекинский и Шанхайский автосалоны. Немного уступает им по амбициям Московский (ММАС-2012, проходил с 31 августа по 9 сентября). Пока он получает официальный статус международного только раз в два года (его дает Международная ассоциация автопроизводителей OICA). Площадь экспозиции в этом году увеличилась в два раза – до 100 тыс. кв. м. Много было и премьер: 23 мировых, 21 европейская и 85 российских (конечно, далеко не все они являются серийными автомобилями, много просто каких-то версий или модификаций). В 2010 г. премьер было почти втрое меньше.
Объяснение такого интереса производителей к ММАС простое: российский рынок уже сейчас не только один из крупнейших в мире, но и потенциал его роста далеко не исчерпан. Так, в июле Россия вышла на шестое место в мире по объемам продаж автомобилей, опередив Индию. Россияне приобрели почти столько же машин, сколько и немцы (в Германии в июле продажи снизились). По данным Автостата, июльские продажи легковых автомобилей составили 241 тыс единиц. Но по итогам первых семи месяцев 2012 г. Россия остается на седьмой позиции, немного уступая Индии. По сравнению с июлем прошлого года продажи машин в стране выросли на 15%, такая же динамика сохраняется и по результатам продаж в первые семь месяцев (за этот период реализовано 1,58 млн. новых авто).
Аналитики ожидают, что по итогам августа Россия сможет опередить Германию и стать лидером (по объему продаж) европейского авторынка. (Напомним, что нынешние продажи автомобилей в Украине отстают от российских больше чем в десять раз.)
Потенциал рынка вынуждает мировых производителей соглашаться на требования российского правительства и не только открывать в стране автосборочные предприятия, но и повышать уровень локализации производимых на них моделей. Volkswagen и Toyota пошли еще дальше – в дни салона стало известно, что они построят соответственно под Калугой завод по производству двигателей и в Ленинградской области – завод по производству автокомпонентов. Альянс Renault-Nissan наращивает свои инвестиции в АвтоВАЗ и планирует там производить автомобили и два типа бензиновых двигателей. А плоды французско-японских инвестиций в виде новых серийных моделей и концептов вызвали большой интерес в ходе автосалона.
Хотя самыми востребованными у россиян остаются автомобили семейства Lada, спрос на них снижается. Самой популярной иномаркой по итогам семи месяцев стал Hyundai Solaris – 9361 автомобиль и третье место в общем рейтинге. Пятое место у Kia Rio (7804). В первую десятку также вошли Ford Focus, Chevrolet Cruze, седан Volkswagen Polo и Daewoo Nexia.
Как следует из исследования Эрнст энд Янг, в России стали покупать меньше дешевых машин (стоимостью до 600 тыс. руб.) – их доля рынка за январь-июль стала меньше половины (49,5%). Год этот сегмент занимал 55,8% рынка. Доля авто стоимостью 0,6-1 млн. руб. тоже снизилась – до 26,6%. При этом доля дорогих автомобилей (1-1,5 млн. руб.) в количественном выражении выросла до 14,4% против 9,6% годом ранее. Аналитики связывают такие перемены в структуре рынка с двумя главными факторами: подорожанием многих моделей и расширением возможностей для кредитования. Причем подорожание не всегда является прямым, часто производители убирают из предложения простые комплектации и заменяют их более богатыми.
Несмотря на то что продажи моделей АвтоВАЗа падают (на 7-40% за семь месяцев), в деле подорожания он в первых рядах (рост на 4,7-12,7%).
В сегменте самых дешевых машин быстрее растет цена только на Chevrolet Aveo (14,3%). Остальные автопроизводители повысили цены на самые дешевые модели на 2-5%. По мнению аналитиков, такое повышение продолжится из-за роста издержек. Но рост цен при падении продаж и потере доли рынка загоняет компанию в пике. Единственным выходом из данной ситуации является запуск новых моделей и быстрое увеличение объемов их производства. На АвтоВАЗе это понимают и уже сделали ряд практических шагов. Во многом это результат того, что фактический контроль над компанией переходит к альянсу Renault-Nissan (насколько такой контроль возможен сейчас в России по отношению к подобному предприятию со стороны нерезидентов). Вложены большие средства в переоснащение завода и разработку новых моделей (их демонстрировали на салоне), привлекаются топ-менеджеры и специалисты с опытом работы в мировом автопроме. Так, шеф-дизайнером АвтоВАЗа осенью прошлого года стал Стив Маттин, ранее работавший главным дизайнером Daimler и директором по дизайну Volvo Car.
И в завершение еще немного занятной статистики. 74% зарегистрированных в России на начало 2012 г. люксовых автомобилей стоят на учете в Московском регионе (данные Автостата). За 2011 г. количество роскошных авто увеличилось на 10% при общем росте российского автопарка на 4%. На начало года в стране стояли на учете 2175 штук Bentley, 559 Maserati, 519 Rolls-Royce, 423 Ferrari, 295 Aston Martin и 139 Lamborghini. Так, в Москве «прописаны» 1408 Bentley, еще 225 стоят на учете в Московской области и 202 – в Санкт-Петербурге. Среди регионов выделяется Краснодарский край, где на учете стоят 59 Bentley. В рейтинге регионов по автопарку люксового сегмента после Москвы и Санкт-Петербурга третьим оказался Краснодарский край, на четвертом месте – Ростовская область, на пятом – Самарская.
Перспектива на пять лет
ММАС-2012 включал в себя не только экспозицию и презентации, но также деловую (конференции) и развлекательные программы. На одной из конференций с докладом выступил представитель российского офиса PwC, который рассказал о том, что ждет мировой автопром в ближайшие пять лет. Так, в мировом производстве автомобилей вырастет доля развивающихся стран и США (речь идет о производстве всех марок в этих странах).
На 13% снизится популярность двигателей объемом больше 4 л, в то время как производство автомобилей с моторами до 1 л вырастет на 75%, а до 1,6 л – на 45%.
В настоящее время 52% машин, регистрируемых в странах ЕС, оснащены дизельными двигателями. Бензиновые и дизельные автомобили будут по-прежнему доминировать на глобальном рынке, однако в ближайшие пять лет их доля постепенно уменьшится, уступая место гибридам и электромобилям.