Продавайте, праздник будет

Если во многих отраслях экономики важность выставок как инструмента маркетинга сейчас все чаще ставится под сомнение, то автомобильные шоу по-прежнему привлекают как участников, так и посетителей. Более того, набирают силу новые игроки, стремящиеся создать точки отраслевого интереса в своих регионах. К таковым в первую очередь можно отнести Пекинский и Шанхайский авто­салоны. Немного уступает им по амбициям Московский (ММАС-2012, проходил с 31 августа по 9 сентября). Пока он получает официальный статус международного только раз в два года (его дает Международная ассоциация автопроизводителей OICA). Площадь экспозиции в этом году увеличилась в два раза – до 100 тыс. кв. м. Много было и премьер: 23 мировых, 21 европейс­кая и 85 российских (конечно, далеко не все они являются серийными автомобилями, много просто каких-то версий или модификаций). В 2010 г. премьер было почти втрое меньше.

Объяснение такого интереса производителей к ММАС простое: российский рынок уже сейчас не только один из крупнейших в мире, но и потенциал его роста далеко не исчерпан. Так, в июле Россия вышла на шестое место в мире по объемам продаж автомобилей, опередив Индию. Россияне приобрели почти столько же машин, сколько и немцы (в Германии в июле продажи снизились). По данным Автостата, июльс­кие продажи легковых автомобилей составили 241 тыс единиц. Но по итогам первых семи месяцев 2012 г. Россия остается на седьмой позиции, немного уступая Индии. По сравнению с июлем прошлого года продажи машин в стране выросли на 15%, такая же динамика сохраняется и по результатам продаж в первые семь месяцев (за этот период ре­ализовано 1,58 млн. новых авто).

Аналитики ожидают, что по итогам августа Россия сможет опередить Германию и стать лидером (по объему продаж) европейского авторынка. (Напомним, что нынешние продажи автомобилей в Украине отстают от российских больше чем в десять раз.)

Потенциал рынка вынуждает мировых производителей соглашаться на требования российского правительства и не только открывать в стране автосборочные предприятия, но и повышать уровень локализации производимых на них моделей. Volkswagen и Toyota пошли еще дальше – в дни салона стало известно, что они построят соответственно под Калугой завод по производству двигателей и в Ленинградской области – завод по производству автокомпонентов. Альянс Renault-Nissan наращивает свои инвестиции в АвтоВАЗ и планирует там производить автомобили и два типа бензиновых двигателей. А плоды французско-японских инвестиций в виде новых серийных моделей и концептов вызвали большой интерес в ходе автосалона.

Хотя самыми востребованными у россиян остаются автомобили семейства Lada, спрос на них снижается. Самой популярной иномаркой по итогам семи месяцев стал Hyundai Solaris – 9361 автомобиль и третье место в общем рейтинге. Пятое место у Kia Rio (7804). В первую десятку также вошли Ford Focus, Chevrolet Cruze, седан Volkswagen Polo и Daewoo Nexia.

Как следует из исследования Эрнст энд Янг, в России стали покупать меньше дешевых машин (стоимостью до 600 тыс. руб.) – их доля рынка за январь-июль стала меньше половины (49,5%). Год этот сегмент занимал 55,8% рынка. Доля авто стоимостью 0,6-1 млн. руб. тоже снизилась – до 26,6%. При этом доля дорогих автомобилей (1-1,5 млн. руб.) в количественном выражении выросла до 14,4% против 9,6% годом ранее. Аналитики связывают такие перемены в структуре рынка с двумя главными факторами: подорожанием многих моделей и расширением возможностей для кредитования. Причем подорожание не всегда является прямым, часто производители убирают из предложения простые комплектации и заменяют их более богатыми.

Несмотря на то что продажи моделей АвтоВАЗа падают (на 7-40% за семь месяцев), в деле подорожания он в первых рядах (рост на 4,7-12,7%).

В сегменте самых дешевых машин быстрее растет цена только на Chevrolet Aveo (14,3%). Остальные автопроизводители повысили цены на самые дешевые модели на 2-5%. По мнению аналитиков, такое повышение продолжится из-за роста издержек. Но рост цен при падении продаж и потере доли рынка загоняет компанию в пике. Единственным выходом из данной ситуации является запуск новых моделей и быстрое увеличение объемов их производства. На АвтоВАЗе это понимают и уже сделали ряд практических шагов. Во многом это результат того, что фактический контроль над компанией переходит к альянсу Renault-Nissan (насколько такой контроль возможен сейчас в России по отношению к подобному предприятию со стороны нерезидентов). Вложены большие средства в переоснащение завода и разработку новых моделей (их демонстрировали на салоне), привлекаются топ-менеджеры и специалисты с опытом работы в мировом автопроме. Так, шеф-дизайнером АвтоВАЗа осенью прошлого года стал Стив Маттин, ранее работавший главным дизайнером Daimler и директором по дизайну Volvo Car.

И в завершение еще немного занятной статистики. 74% зарегистрированных в России на начало 2012 г. люксовых автомобилей стоят на учете в Московском регионе (данные Автостата). За 2011 г. количество роскошных авто увеличилось на 10% при общем росте российского автопарка на 4%. На начало года в стране стояли на учете 2175 штук Bentley, 559 Maserati, 519 Rolls-Royce, 423 Ferrari, 295 Aston Martin и 139 Lamborghini. Так, в Москве «прописаны» 1408 Bentley, еще 225 стоят на учете в Московской области и 202 – в Санкт-Петербурге. Среди регионов выделяется Краснодарский край, где на учете стоят 59 Bentley. В рейтинге регионов по автопарку люксового сегмента после Москвы и Санкт-Петербурга третьим оказался Краснодарский край, на четвертом месте – Ростовская область, на пятом – Самарская.

Перспектива на пять лет

ММАС-2012 включал в себя не только экспозицию и презентации, но также деловую (конференции) и развлекательные программы. На одной из конференций с докладом выступил представитель российского офиса PwC, который рассказал о том, что ждет мировой автопром в ближайшие пять лет. Так, в мировом производстве автомобилей вырастет доля развивающихся стран и США (речь идет о производстве всех марок в этих странах).

На 13% снизится популярность двигателей объемом больше 4 л, в то время как производство автомобилей с моторами до 1 л вырастет на 75%, а до 1,6 л – на 45%.

В настоящее время 52% машин, регистрируемых в странах ЕС, оснащены дизельными двигателями. Бензиновые и дизельные автомобили будут по-прежнему доминировать на глобальном рынке, однако в ближайшие пять лет их доля постепенно уменьшится, уступая место гибридам и электромобилям.

Залишити відповідь