Родион Бутко, председатель совета директоров Берег-групп, глава благотворительного фонда «Благо».
Родился в 1969 г. в Донецке. Окончил Донецкий государственный университет. С 11 лет серьезно занимался дзюдо. Женат, воспитывает двух сыновей.
Управляющая компания Берег-групп основана в 2007 г.
Активы холдинга ведут свою историю с 1991 г., в настоящее время в его состав входят: ДПА – производство упаковки, Мастербич систем – изготовление красителей, Берег Риэлти – девелоперские проекты (все – Украина), Тосаф Пластик – оптовая торговля химической продукцией, Ангел фильм – продюсерская компания (обе – Россия), Полимер трейдинг – оптовая торговля полимерами, BLG holding – микрофинансирование, Берег-Инвест – ювелирное производство и розница (Россия и Украина) и др.
У вас много занятий и увлечений. А как вы сами ответили бы на вопрос: кто вы?
Это достаточно простой и сложный вопрос одновременно: в офисе – бизнесмен, во время общения с сыновьями – отец, на охоте – охотник. Но в каждой ипостаси я стараюсь занимать активную жизненную позицию.
К моему большому сожалению, в современном обществе люди часто не в состоянии правильно определить свое место и предназначение. Отсутствие моральных устоев, снижение роли семьи и церкви поставили мир на распутье в определении истинных человеческих ценностей. С горечью приходит осознание действительности, того, что золотой телец затмил идеалы, которые веками создавало человечество. В «Бусидо» (кодекс самурая, написанный более 1 тыс. лет назад) сказано: «У людей с материальными интересами нет чувства долга, а те, у кого нет чувства долга, не дорожат своей честью». В таких условиях публичные люди должны служить правильным примером для подражания.
Если говорить обо мне, то прежде всего я чувствую себя человеком, ответственным за тех, кто рядом со мной: семья, друзья, сотрудники наших предприятий, люди, находящиеся под опекой наших социальных программ.
В 1986 г., уже во время перестройки, вы поступили в военно-политическое училище. Это было волей случая?
Нет, это не было случайностью. Я учился в обычной средней школе спального района. В то время многие мальчики мечтали стать если не летчиками, то хотя бы офицерами. Документы в летное училище у меня не приняли, поэтому я поступил в Донецкое высшее военно-политическое училище и нисколько не жалею об этом жизненном опыте. Армия – хорошая школа жизни, и ее во многом не хватает современным молодым людям. Ну и главное: я познакомился с людьми, ставшими в дальнейшем моими самыми близкими друзьями. С ними мы мы дружим до сих пор, и эту дружбу ни за какие деньги не купишь. После училища поступил в Донецкий государственный университет на экономический факультет, а на третьем курсе уже основал свою первую компанию.
У вас очень разнообразный набор активов. Как они к вам попадали?
В моей бизнес-истории не было подарков судьбы. Все шло по простой схеме: кредиты, прибыль, инвестиции в развитие, постепенный рост бизнеса, приобретение одних компаний, продажи других. Мы всегда использовали и используем заемные средства, но с принципиальным подходом: соотношение собственного и заемного капитала не должно превышать 70 к 30. Безусловно, были моменты, когда это влияло на скорость развития, но благодаря такой политике наш бизнес достаточно гладко прошел кризис и 1998, и 2008 гг.
В своих бизнесах вы – контролирующий владелец? А как относитесь к партнерству?
Отношусь хорошо, если это равноправное партнерство. И неважно, это долгосрочная инвестиция или краткосрочная программа. Под равноправием я понимаю четкие договоренности о правах и обязанностях партнеров в соответствии с их вкладом в совместный проект, оговоренные и прописанные до начала бизнеса. Причем изначально необходимо рассматривать все варианты развития событий – и удачные, и нет.
В современном мире все большее значение имеет юридическое оформление отношений. Но для меня слово, которое я дал партнеру, стоит больше, чем самый подробный контракт. И многие мои коллеги думают так же.
Я человек коммуникабельный, поэтому мне несложно найти взаимопонимание с партнерами. Хотя из правил бывают и исключения. В одном из активов у меня есть иностранные партнеры, с которыми порой довольно сложно найти общий язык из-за разницы в мировоззрении и национального менталитета. Мне это не очень нравится – бизнес должен приносить радость, иначе, зачем им заниматься?
Полный текст этой статьи доступен для подписчиков по ссылке:
«Бизнес должен приносить радость, иначе зачем им заниматься?»
а также в печатной версии журнала "Комп&ньоН", № 45
Оформить подписку или приобрести журнал "Комп&ньоН" можно, позвонив по телефону (044) 494 25 04, 01, по е-mail subscription@companion.ua или в онлайн-магазине CompanionShop