Современная винодельческая Грузия напоминает страны Нового Света.
Если задуматься, фальсификация грузинского вина, о которой в последнее время так много ведется разговоров, началась еще в 1921 г., когда Грузия стала советской. В то время все винно-коньячные предприятия республики состояли в объединении, которое называлось «Самтрест». Последний бутилировал вина не только в Грузии, но и по всему бывшему Союзу. Можете представить, какого качества получалось грузинское вино, разлитое, например, в Архангельской области. В Грузии «Самтрест» собирал сырье из разных регионов республики и делал из него, скажем так, «среднеарифметические» вина. Все саперави было одинакового вкуса, киндзмараули выходило однообразным, то же касалось мукузани и многих других. У советских поклонников грузинского вина такая практика сформировала привычку, которая даже сегодня может заставить кого-нибудь сказать: «Нет, настоящее грузинское вино – не такое!». А какое? Можно ли сказать, каким должно быть красное французское вино? Даже в одном регионе Шабли разные виноделы создают вина, очень сильно отличающиеся друг от друга.
Если сейчас вы купите грузинское вино сделанное, например, из винограда саперави разными грузинскими производителями, то оно и будет разным. И это правильно. Качественные вина должны передавать свойства той местности, где выращен виноград. На понятии terroir («терруар» – земля, уникальная местность) строится французская винная классификация, которая сегодня – образец для подражания. Грузины тоже идут этой дорогой, но она очень длинная. Представьте, сколько времени и усилий нужно, чтобы доказать, что именно на этом участке растет виноград, из которого получается уникальное вино. Даже в США не прошли этот путь до конца, не говоря уже о Чили, Аргентине и т. д.
В Грузии на сегодняшний день есть производители, не опускающие качество своих вин ниже определенного уровня. GWS, Teliani Valley, Kartuli Vazi, «Телавский винный погреб», Tbilvino – достойные компании, во многих случаях производящие хорошие местные вина, аналог французских Vins de Pays. Некоторые из грузинских вин достойны даже статуса Appellation d’Origine.
И все же не стоит относиться к грузинским винам подобно тому, как мы относимся к винам Франции, Италии или Испании. Что такое грузинская кухня? Шашлык, хачапури и т. п., то есть простые и даже грубые блюда. Основная масса грузинских вин создается для трапезы, как и первые вина Аргентины и Чили. Сегодня эти и другие страны Нового света выходят на более высокий уровень. Очень хотелось бы увидеть, как грузинские вина добиваются не меньшего успеха, ведь Грузия родилась и живет с вином. Значит, у нее нет другого пути.
Сладкие наполовину «Хванчкара» и «Киндзмараули» – флагманские вина грузинского виноделия. «Хванчкару» с 1907 г. делают из винограда сортов Александроули и Муджуретули (микрорайон Хванчкара, Западная Грузия). Промышленное производство «Киндзмараули» началось в 1942 г. Его создают из ягод саперави, выращиваемых в Кварельском микрорайоне Кахетии. |