Старый Новый свет

Современная винодельческая Грузия напоминает страны Нового Света.



Если задуматься, фальсификация грузинского вина, о которой в последнее время так много ведется  разговоров, началась еще в 1921 г., когда Грузия стала советской. В то время все винно-коньячные предприятия республики состояли в объединении, которое называлось «Самтрест». Последний бутилировал вина не только в Грузии, но и по всему бывшему Союзу. Можете представить, какого качества получалось грузинское вино, разлитое, например, в Архангельской области. В Грузии «Самтрест» собирал сырье из разных регионов республики и делал из него, скажем так, «среднеарифметические» вина. Все саперави было одинакового вкуса, киндзмараули выходило однообразным, то же касалось мукузани и многих других. У советских поклонников грузинского вина такая практика сформировала привычку, которая даже сегодня может заставить кого-нибудь сказать: «Нет, настоящее грузинское вино – не такое!». А какое? Можно ли сказать, каким должно быть красное французское вино? Даже в одном регионе Шабли разные виноделы создают вина, очень сильно отличающиеся друг от друга.


Если сейчас вы купите грузинское вино сделанное, например, из винограда саперави разными грузинскими производителями, то оно и будет разным. И это правильно. Качественные вина должны передавать свойства той местности, где выращен виноград. На понятии terroir («терруар» – земля, уникальная местность) строится французская винная классификация, которая сегодня – образец для подражания. Грузины тоже идут этой дорогой, но она очень длинная. Представьте, сколько времени и усилий нужно, чтобы доказать, что именно на этом участке растет виноград, из которого получается уникальное вино. Даже в США не прошли этот путь до конца, не говоря уже о Чили, Аргентине и т. д.
В Грузии на сегодняшний день есть производители, не опускающие качество своих вин ниже определенного уровня. GWS, Teliani Valley, Kartuli Vazi, «Телавский винный погреб», Tbilvino – достойные компании, во многих случаях производящие хорошие местные вина, аналог французских Vins de Pays. Некоторые из грузинских вин достойны даже статуса Appellation d’Origine.


И все же не стоит относиться к грузинским винам подобно тому, как мы относимся к винам Франции, Италии или Испании. Что такое грузинская кухня? Шашлык, хачапури и т. п., то есть простые и даже грубые блюда. Основная масса грузинских вин создается для трапезы, как и первые вина Аргентины и Чили. Сегодня эти и другие страны Нового света выходят на более высокий уровень. Очень хотелось бы увидеть, как грузинские вина добиваются не меньшего успеха, ведь Грузия родилась и живет с вином. Значит, у нее нет другого пути. 







Сладкие наполовину


«Хванчкара» и «Киндзмараули» – флагманские вина грузинского виноделия. «Хванчкару» с 1907 г. делают из винограда сортов Александроули и Муджуретули (микрорайон Хванчкара, Западная Грузия). Промышленное производство «Киндзмараули» началось в 1942 г. Его создают из ягод саперави, выращиваемых в Кварельском микрорайоне Кахетии.
В СССР вокруг «Киндзмараули» и «Хванчкары» сформировалась аура роскоши и недоступности. Такое себе советское Гран Крю. Во время длинных застольных бесед слагались легенды о «любимом вине Сталина» и т. п. Даже сегодня популярность этих вин в странах бывшего Союза настолько высока, что некоторые готовы покупать «Хванчкару» по цене, явно выдающей подделку.
«Хванчкара» и «Киндзмараули» считаются полусладкими, но европейские потребители, давно предпочитающие сухие вина, сочтут их просто сладкими. Эта пара откровенно выбивается из современных вкусовых трендов. Хотя натуральные сладкие вина, похожие на них, производят на юге Франции (Лангедок-Руссийон), однако и французские сладкие пьются в очень небольших количествах.

Залишити відповідь