Бизнес-школы сейчас должны прививать навыки межличностного общения

Но дело вовсе не в характере, а в элементарном неумении продуктивно общаться. Именно поэтому многие бизнес-школы сегодня делают акцент на привитии навыков общения, которые компании очень ценят в своих ключевых сотрудниках и которыми действительно необходимо овладевать.

В прошлом году, например, канадская бизнес-школа Columbia’s Sauder ввела совершенно новую программу в обучение, которую Мурали Чандрашекеран, заместитель декана, называет «Навыки лидерства и управления изменениями». В этой школе считают, что бизнес-образование находится на перепутье и в ближайшее время должно претерпеть ряд изменений, иначе получение степени MBA перестанет себя оправдывать. Бизнес-образование должно пойти по пути отказа от глубокого обучения чисто техническим навыкам и сосредоточиться на обучении абстрактному, нестандартному мышлению и развитию творческих навыков.

«На самом деле, если получение MBA не помогает развить в человеке его скрытые возможности, то оно попросту не выполняет свою основную цель, заключающуюся в подготовке бизнес-лидеров», – комментирует профессор Чандрашекеран. Он также подчеркивает, что будущее совершенно непредсказуемо, и полученная степень МВА в одной отрасли может уже завтра пригодиться человеку для работы в иной сфере. И вот именно тогда понимаешь, что важно получить не просто технические навыки в определенном направлении бизнеса, а навыки межличностного общения, которые позволили бы реализовать себя в любой сфере деятельности.

Именно поэтому Columbia’s Sauder полностью изменила свой подход к бизнес-образованию. Ее программы MBA готовят бизнес-лидеров, которые способны постоянно развиваться, могут с легкостью общаться и находить общий язык с любой аудиторией, анализировать огромные массивы информации, делать правильные выводы. Такие менеджеры обладают способностью не просто регулярно качественно готовить квартальные отчеты, но и уверенно выходят за рамки, что позволяет им умело анализировать ситуацию и избегать ошибок в будущем.

«Следующее, на чем я хочу, чтобы были сфокусированы программы МВА, – инновационные подходы в принятии важных решений. Ведь этот процесс в идеале тоже должен содержать некоторую долю творчества», – говорит М. Чандрашекеран. Очень важно также, чтобы все студенты имели возможность получать практические навыки межличностного общения за пределами лекционных аудиторий.

В рамках этих новых программ MBA студентам будет предлагаться выбор, в какую из стран поехать – в Китай, Индию или Данию – для обмена опытом и общения со студентами местных бизнес-школ, совместной работы над проектами. «Мы хотим научить своих студентов работать креативно, погружаясь целиком в проект. При этом для решения бизнес-задач в рамках обучения им придется общаться со многими людьми. Такой подход научит их находить компромиссы, работать в команде и даже порой отстаивать свое мнение», – утверждает Мурали Чандрашекеран.

В университете Западного Онтарио, в школе бизнеса Ричарда Айви Мэри Кроссан абсолютно уверена, что высокий уровень навыков межличностного общения – именно то, чего ждут крупнейшие компании от нового поколения бизнес-лидеров. Еще в 2010 г. доктор Кроссан и несколько ее коллег представили доклад. При его подготовке они интервьюировали бизнес-лидеров многих компаний по всему миру, спрашивая их о реальных причинах кризиса. «К нашему большому удивлению, одним из самых распространенных мнений, высказанных руководителями, было то, что причина кризиса кроется в неумении людей находить точки соприкосновения и конструктивно решать проблемы, – комментирует ситуацию Кроссан. – Самые простые, банальные, на первый взгляд, проблемы могут перерасти в глобальный кризис во всем мире. Вы никогда не сможете принимать оптимальные решения, не умея работать в команде и общаться с коллегами».
Безусловно, речь не идет о том, что нужно вообще отказаться от классической схемы преподавания в бизнес-школах. Просто надо сбалансировать преподавание, уделяя больше времени дисциплинам, которые обеспечат слушателей необходимыми навыками общения, позволят повысить самооценку и обрести уверенность в принятии решений. Кроме того, учась принимать решения, лидер должен думать и помнить не только о себе, но и о том, что за ним стоит его команда.

«Вы можете обладать массой знаний о стратегии бизнеса. Но если не умеете взаимодействовать с людьми, вам никогда не достичь успеха», – уверена доктор Кроссан.

Этика делового общения приобретает новый смысл и должна стать неотъемлемым элементом бизнес-образования. Люди, принимающие важные решения в бизнесе, должны прежде всего уметь взаимодействовать с другими людьми, успешно избегать скандалов и быть в состоянии достичь компромисса.

Залишити відповідь