ОБОБЩЕНИЕ: G20 выступила против валютных войн, Япония избежала порицания

Значительное снижение обменного курса японской иены, наблюдавшееся с конца 2012 года и связанное с приходом к власти нового правительства страны во главе с премьером Синдзо Абэ, выступающего за более активные шаги по борьбе с дефляцией, в начале 2013 года стало предметом активного обсуждения рынков, которые заговорили о новом витке валютных войн.

Ослабление иены позитивно сказалось на японском экспорте, тогда как основные торговые партнеры восприняли резкое изменение валютных курсов с явным недовольством. В преддверии саммита "двадцатки" некоторые аналитики считали, что Японии придется активно защищать свою позицию на заседании G20, а 7 февраля министру финансов страны Таро Ассо пришлось подчеркнуть, что смягчение денежно-кредитной политики направлено на борьбу с дефляцией, а связанное с ним падение иены является не самоцелью, а лишь побочным эффектом.

На фоне ситуации с Японией заявления президента Франции Франсуа Олланда, который неоднократно рекомендовал соседям по еврозоне использовать евро для укрепления экспорта, как это делают со своими валютами США и Китай, лишь подогревали беспокойство рынков.

ЯПОНСКАЯ УГРОЗА

Градус обсуждения угрозы валютных войн в конечном счете достиг такого уровня, что в дело вступила "тяжелая артиллерия" и последовали официальные заявления от мирового сообщества: 11 февраля финансовая "группа семи" (США, Канада, Япония, Великобритания, Германия Италия и Франция) пообещала не использовать экономическую политику для установления валютных курсов.

"Мы подтверждаем, что наша налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика была и остается ориентированной на выполнение внутренних задач каждого из наших государств с использованием внутренних же инструментов и что мы не будем таргетировать обменные курсы", – говорилось в заявлении министров финансов и глав центробанков G7, сделанном, чтобы снять политическое напряжение в связи с вопросом валютных войн.

За совместным заявлением последовали комментарии главы Международного валютного фонда Кристин Лагард, которая 15 февраля назвала разговоры о валютных войнах необоснованными. Тогда же, в пятницу, глава Бундесбанка Йенс Вайдманн в интервью Bloomberg заявил, что не считает евро переоцененным, а президент Европейского центрального банка Марио Драги и вовсе отказался вступать в дискуссию по поводу снижения некоторыми странами курса национальных валют для поддержки экономического роста и назвал эти дискуссии бесплодными.

ВЕРДИКТ: УГРОЗЫ НЕТ

И вот по итогам саммита 15-16 февраля финансовая G20 публикует итоговое коммюнике, в котором, вопреки ожиданиям, Японии – главному "разжигателю" "валютных войн" – удалось избежать критики.

"Не было порицания в отношении Японии, которая использует свою монетарную политику для развития экономики, а не для девальвации", – отметил министр финансов Бразилии Гвидо Мантега.

"Мы воздержимся от конкурентной девальвации валют. Мы не будем ориентировать наши обменные курсы в целях конкуренции, будем воздерживаться от всех форм протекционизма и сохраним наши рынки открытыми", – говорится в итоговом коммюнике финансовой G20.

"Мы подтверждаем свою приверженность более быстрому движению в направлении рыночных систем обменных курсов и гибкому обменному курсу, которые отражали бы фундаментальные экономические показатели, позволяли избегать постоянной несбалансированности обменных курсов, и в связи с этим более тесному сотрудничеству друг с другом для совместного роста", – отмечается в документе.

Позже министр финансов РФ Антон Силуанов на итоговой пресс-конференции отметил, что на встрече были заслушаны пояснения Японии в отношении проводимой ею денежно-кредитной политики.

"Коллеги из Японии пояснили свою политику, она была принята еще в конце прошлого года и направлена на решение проблемы дефляции", – сказал он.

Министр подчеркнул, что действительно в условиях дефляции Японии необходимо было принимать меры по выходу из этой ситуации.

"G20 отнеслась с пониманием к такой политике, и в совместном заявлении не было никаких решений или оценок деятельности правительства Японии. Это внутреннее дело самой страны", – сказал А.Силуанов. По его словам, финансовая G20 сошлась во мнении, что "действия японского правительства находятся пока в русле общего понимания в области валютной политики".

Он подчеркнул, что страны еще раз подтвердили свою приверженность политике неконкурирования валютных курсов. "Мы договорились о том, что ни о каких конкуренциях валют не может быть речи. Речь должна вестись не о валютах, а о режимах этих валют, в каких режимах они функционируют. В России, как и во многих странах, это режим плавающих валютных курсов, поэтому исключительно рынок сам определяет уровень той или иной валюты", – сказал А.Силуанов.

РЕДКОЕ СОГЛАСИЕ

Как пишет газета The Wall Street Journal, давние участники заседаний G20 не могут припомнить, когда наблюдалось такое единство среди "двадцатки" стран с настолько разными экономиками.

"Я участвую в саммитах G20 уже пять лет, и вопрос обменных курсов валют обсуждался в течение всего этого времени в той или форме, но за все это время нечасто встречал такое единодушие, какое наблюдал здесь", – подчеркнул министр финансов Австралии Уэйн Свон.

"Было ясно, что страны G20 согласятся с тем, что политически мотивированная девальвация не может устойчиво улучшить конкурентоспособность экономики, не решает структурных проблем и приводит к негативным последствиям", – заявил Й.Вайдманн, слова которого приводит WSJ.

Если решения этого саммита будут реализованы, то стран, исходящих из одних и тех же факторов при установлении валютной политики, станет в мире значительно больше, говорится в официальном сообщении администрации президента США Барака Обамы.

Страны G20 сделали шаг в сторону более тесного сотрудничества, при этом не ограничивая свободу отдельных членов. Развитые страны будут продолжать политику монетарного стимулирования, которая направлена на поддержку роста экономики и имеет своим следствием ослабление валютного курса, а развивающиеся страны смогут вводить меры, которые позволят ограничить дестабилизирующее влияние капитала, который может как вливаться, так и уходить из рынков.

"В прошлом G20 имела различные позиции, но теперь они пришли к взаимопониманию", – отметил глава Банка Кореи Ким Чун Су.

"Хорошие новости заключаются в том, что G20 ответила на угрозу скоординированно и без разногласий", – прокомментировала итоговое коммюнике "двадцатки" К.Лагард.

По мнению аналитика Brown Brothers Harriman Марка Чэндлера, заявление G20 позволит снизить остроту дискуссий, которые нагнетали опасения вокруг угрозы "валютных войн". Однако, как отмечает WSJ, пока темпы роста мировой экономики не ускорятся, согласию "двадцатки" будут угрожать внутренние противоречия, в связи с чем вероятность открытого противостояния между странами-участницами группы сохраняется.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь