Золушка рядом с Емелей

Институт социологии РАН в прошлом году провел общероссийское социологическое исследование, определив его основную тему так: «Русская мечта: какая она и может ли осуществиться?». Были опрошены 1750 респондентов, репрезентирующих взрослое население страны в разбивке по четырем возрастным когортам: 16-25, 26-35, 36-45 и 46-55 лет.

В силу того что коллективные архетипы и мечтания наиболее выразительно представлены в фольклоре, в программу исследования был включен анализ отношения россиян к некоторым широко известным сказочным и песенным образам. Респондентов попросили указать среди них те, которые, с их точки зрения, полнее всего воплотили в себе «русскую мечту».

На первом месте оказался архетип Золушки (40% опрошенных) – сентиментальная сказка о том, что трудолюбие и добродетель рано или поздно будут вознаграждены, сильно согревает душу россиян. Но мечта в таком обрамлении имеет ярко выраженный гендерный перекос: она увлекает 60% женщин и лишь 16% мужчин. Представителям сильного пола оказалась ближе следующая за «Золушкой» по уровню популярности сказка «По щучьему велению» (с героем Емелей), в которой смысловой акцент сделан на мотиве случайного везения, никак не обусловленного усилиями и заслугами главного героя. В такой сказочной ситуации «свалившейся с неба» удачи усматривают русскую мечту в обшей сложности примерно четверть опрошенных (28% мужчин и 19% женщин). Приблизительно пятая часть респондентов (чаще мужчины) связывают «русскую мечту» с представлением о грозной, но справедливой силе, защищающей слабых (образы сказочных богатырей). Отношение к образу ничем не ограничи­ваемого материального изобилия («молочные реки, кисельные берега») более сдержанное – ассоциации с национальной мечтой есть только у каждого шестого респондента.

Исследователи напоминают, что для понимания характера связи «русской мечты» с образами отечествен­ной истории необходимо учесть важное обстоятельство: русское самосозна­ние на протяжении пяти столетий сохраняло отчетливо выраженный мессиан­ский характер. Поэтому на роль общенациональной доминанты обычно выдвигались лишь такие мечты и устремления, которые направляли Россию и населяющие ее народы на решение неких мировых проблем. Эта черта национального самосознания в значительной мере сохраняется и сегодня – более половины россиян в возрасте до 55 лет убеждены в том, что все события отечественной истории происходили «не просто так», и их следует рассматривать как служение России всему челове­честву. Причем подобная пропорция 50 : 50 с минимальными отклонениями наблюдается во всех основных социально-демографических группах.

Свыше 2/3 респондентов считают свободу важ­нейшей смысложизненной ценностью, и только треть ставят выше нее материальное благополучие. Однако, как показывают результаты многолетних исследований, быть свободным для человека русской культуры – совсем не то же, что для американца, немца или француза. Свобода в русском ее понимании – это не возможность реализации определенных прав (соотнесенных в то же время и с известными обязанностями), а возможность быть хозяином самому себе. Иными словами, это так называемая русская воля, которая может выражать себя в самых разных, но всегда предполагающих энергетическую разрядку формах. В результате в настоящее время большинство (54%) россиян в возрасте до 55 лет считают, что индивидуализм и либерализм западного типа России не подходят, для нее важны чувство общности, коллективизм и жестко управ­ляемое государство. Но немало и тех, кто с подобной постановкой вопроса не согласен. Так, среди молодежи до 25 лет и наиболее благополучных рос­сиян позитивное отношение к западным ценностям даже на несколько процентных пунктов превышает негативные настроения.

Но характер российского западничества за послед­ние 20 лет несколько изменился. Тот факт, что значительная часть россиян в целом позитивно воспринимают западные ценности, не означает, что они поддержи­вают стремление к интеграции с западным миром и мечту об «общеевропейском доме», которая владеет умами населения большинства стран Восточной Европы. В сегодняшней России сближение с Западом и «европейская мечта» – это мечта десятипроцентного меньшинства.

Как показывают данные проведенного исследования, справедливость и в нынешней России занимает важное место в мечтах на­селения о будущем страны. При выборе лозунгов, которые в наибольшей степени выражали бы личную мечту россиян об этом будущем, основную поддержку полу­чили: социальная справедливость, равные права для всех и сильное государство, заботящееся о своих гражданах. Именно эти составляющие модели общества были поддержаны практически половиной населения.

Мечта о социальной справедливости в разной степени свойственна раз­личным социальным группам. Ее поддержка возрастает в более старших возрастных группах: если среди молодежи 16-25 лет этот лозунг выбирают 40%, то в группе 45-55 – уже 51%. При этом различия между группами с разным уровнем дохода оказываются не­значительными. Выделяется только группа наиболее обеспеченных – они в меньшей степени мечтают о России как о стране социальной справедливо­сти. Однако и среди них этот лозунг выбирают 38%.

Нужно учитывать, что стремление к равенству означает для боль­шинства россиян равенство возможностей (59%), а не равенство доходов (41%), причем эта пропорция практически не меняется в течение последнего десятилетия.

Существующие сегодня в стране социаль­ные неравенства кажутся несправедливыми всем слоям населения независимо от их уровня жизни и динамики личного благополучия. Например, 59% наиболее обеспеченных считают сложившуюся в настоящий момент систему распределения частной собственности несправедливой, а 85% согласны с тем, что различия в доходах сейчас слишком велики. Исследователи подчеркивают, что, оценивая текущую ситуацию с точки зрения ее справедливости, люди руководствуют­ся скорее представлениями о должном, справедливом для общества, нежели своими личными интересами. Такое представление о должном свидетельствует об особой нормативно-ценностной модели, свойственной российскому менталитету.

Наиболее высокую толерантность население проявляет к неравенствам по доходам, если они связаны с большей эффективностью работы: 79% согласны с тем, что справедливо, если люди работают эффективнее, то и зарплату получают выше; 70% – что различия в доходах справедливы, если у людей имеются равные возможности для заработка – это подтверждает стремление жить в обществе равных возможностей, а не равных доходов; 60% – что разный уровень образования является основанием для признания неравенства доходов справедливым. Неприемлемо же для многих россиян неравенство в доступе к медицинским услугам: 48% считают несправедливым, что люди с более высокими доходами могут иметь доступ к более качественным услугам.

По принципу отношения к будущему устройству России исследователи выделили в населении три наиболее значимые группы. Первая – сторонники либеральных представлений, полагающие, что необходима либерализа­ция всех сфер жизни и освобождение бизнеса от власти чиновников. Объем данной группы можно оценить в 28% населения до 55 лет. В их числе 7% – это сторонники «чистого» капитализма, частной собственности, свободной рыночной конкуренции; их можно назвать правыми либералами. Оставшиеся 21% – сторонники смешанной экономики (капитализма с элементами планирования или социализма с элементами рынка) или полностью социалистической экономики – левые либералы, во многом близкие социал-демократической идеологии. Вторая группа – сторонники сочетания сильного государства и рыночных отношений. Это группа «правых государственников», в которую вошли примерно 10% россиян. Третья группа – сторонники сочетания сильного государства и социалистических отношений. Эту наи­более массовую группу (57%) можно называть левыми государственниками или социал-консерваторами.

Залишити відповідь