Тем не менее, ряд самых смелых предсказаний в самом ближайшем будущем воплотятся в жизнь. А есть и такие, что работают уже сегодня, создавая удивительные возможности и заставляя игроков рынка быстро приспосабливаться к новым реалиям.
Будущее телевидения активно обсуждается во многих странах, как развивающихся рынков, так и развитых – а именно, в Австрии, Болгарии, Хорватии, Чехии, Венгрии, Польше, Румынии, Сербии, Словакии, Словении и Турции. Все они уже сейчас проявляют большой интерес к конкретным подходам, архитектурам и решениям в области телевидения будущего. В телевизионной сфере происходит настоящий переворот, вызванный многоэкранными интерактивными технологиями передачи и трансляции данных. Во всех перечисленных странах существует беспокойство по поводу влияния этих технологий на традиционное телевещание.
В одном из своих прогнозов консалтинговое подразделение Cisco IBSG утверждает, что телевизионный приемник уступит место технологии, позволяющей проецировать изображение на любую плоскую поверхность. В результате любая поверхность – от зеркала в ванной до стены в жилой комнате – станет видеоэкраном сверхвысокого разрешения. Любопытно, что Гийом де Сент-Марк уже подкреплял эту идею, продемонстрировав работающий прототип системы Fresco, превращающей жилую комнату в интерактивный, гибкий, многоцелевой видеодисплей, способный взаимодействовать с аудиторией на любом уровне "навязчивости" – от фонового шума до полного погружения зрителя в виртуальный мир. При этом финал крупного спортивного турнира можно проецировать на всю стену. Пользователь может в динамическом режиме выделять небольшие части этой стены для прогнозов погоды, выпусков новостей и показа любимых телепрограмм. Если экран выключить, поверхность стены превращается в обыкновенные обои. Таким образом, в будущем даже те, у кого не будет телевизора, смогут пользоваться гибкими иммерсивными телеуслугами.
По мнению Cisco IBSG, роль провайдеров, доставляющих свои видеоуслуги по операторским сетям, будет возрастать. Однако для этого им придется еще более тщательно анализировать пользовательский опыт. Оператор должен учитывать предпочтения абонентов, чтобы предоставлять доступ к полезному персонализированному контенту, уникальному для каждого отдельного зрителя. Цель не в том, чтобы увеличить количество доступных телеканалов с двухсот до трех тысяч, а в том, чтобы предложить один-два десятка каналов, но таких, которые нужны пользователю.
Еще одна важная область обсуждения – роль бизнес-моделей в продвижении операторских услуг. Сама по себе технология не всегда меняет поведение пользователя. Если вы выводите на рынок новые функции и продукты, это вовсе не значит, что пользователи тут же примут их "на ура". Для успеха нужно популяризировать новые возможности и до минимума снижать препятствия, мешающие их внедрению. Во многих случаях здесь помогают новые бизнес-модели, способствующие распространению информации о новых продуктах и услугах на локальном рынке.
Огромную роль в этом плане играет реклама: и в ближайшем будущем анализ полученной информации сделает рекламу более целенаправленной и персонализированной. Реклама станет лучше отражать пожелания, потребности и интересы каждого человека. Кроме того, появятся более точные методы измерения ее эффективности и мы также увидим удивительные переплетения рекламы и контента. К примеру, если ваш любимый телевизионный герой предпочитает автомобиль определенной марки, вы с большой вероятностью рассмотрите возможность покупки именно этого автомобиля.
Телевидение будет следовать за нами, куда бы мы ни направлялись. Оно будет работать на мобильных устройствах и на стенах. Перед нами откроются небывалые возможности взаимодействия с телевизионным контентом. Телевизионная система будет "знать", что мы хотим увидеть, и сможет "прогнозировать" наши будущие покупки.