Обольщение формой

Осенью 2002 года компания Motorola заявила о близящемся выпуске модели С330, способной, по мнению старшего вице-президента сектора персональных средств связи Рона Гарриквеса, дать потребителям «возможность воплощения в аппарате черт своей личности». Новация состоит в том, что покупатель теперь может с помощью сменных панелей изменять дизайн корпуса телефона. Аналитики рынка сразу обратили внимание на то, что предложенный набор сменных корпусов воспроизводит не только привычный дизайн аппаратов Motorola, но и повторяет черты корпусов телефонов других ведущих производителей. Речь идет о популярных моделях компаний Samsung, Siemens и Alcatel.

Понятно, что у специалистов возникло предположение о неслучайности подобного совпадения. Motorola сейчас, наверное, как никогда заинтересована в существенном увеличении продаж. Компания еще недавно занимала одно из ведущих мест в списке главных производителей сотовых телефонов. Но потери последних 2 лет привели к ослаблению ее позиций, и Motorola прилагает максимум усилий для того, чтобы привлечь пользователей телефонов других производителей. Этот неожиданный маркетинговый ход – красноречивое тому подтверждение.

Оценивая уровень популярности ТМ производителей мобильных телефонов на украинском рынке, специалист направления «мобильной связи» компании Unitrade Владимир Радченко отвел первое место компании Nokia, за которой следуют Siemens и Samsung. Motorola замыкает четверку крупнейших производителей.

По мнению специалистов, лидерство финских производителей обусловлено их стремлением к превращению мобильного телефона из средства связи в нечто большее. Кроме того, компания всегда уделяла внимание оригинальности дизайна. Именно Nokia первой выпустила на рынок аппараты fashion-класса. Успех Samsung объясняют тем, что компания удачно переняла многие методы своих финских конкурентов, в частности, в дизайне.

И в мире, и в Украине Motorola входит в первую пятерку по количеству проданных терминалов мобильной связи. При этом еще полтора-два года назад она занимала третье место в мире. Потеряв в прошлом году около $2 млрд., компания покинула первую тройку. Единственной страной, где Motorola занимает первое место, продолжают оставаться США, что вполне объяснимо приверженностью американских потребителей к отечественной продукции.

Девушки и дешевый ремонт

На украинском рынке модели телефонов со сменными панелями стали появляться около 4 лет назад. Однако первые два года, по словам Владимира Радченко, рынок довольно прохладно реагировал на это предложение. И только полтора-два года назад наметился рост популярности таких моделей.

Первой компанией, выпустившей на рынок модели со сменными панелями корпуса, стала Nokia. В этом нет ничего удивительного, поскольку все последние годы эта компания – автор большинства нововведений в сегменте мобильной связи. Сейчас большая часть телефонов, производимых Nokia, комплектуется сменными панелями. Однако конкуренты не отстают. Например, Siemens комплектует свою новую модель С45 сменными корпусами с люминесцентным покрытием, светящимся в темноте. Компания Motorola пошла еще дальше в этом направлении и выпустила целое семейство моделей С330 (331-336) с взаимозаменяемыми внутри группы корпусами.

По словам регионального менеджера компании по Украине и Беларуси Тамары Карпейчик, возможность смены панелей позволяет каждому человеку более полно представить самого себя, лучше выразить свою индивидуальность. По мнению же Владимира Радченко, в основе популярности такого предложения – другие причины. Во-первых, сменные панели позволяют существенно удешевить ремонт внешних повреждений корпуса, так как производятся по более упрощенной технологии и не требуют при замене вмешательства специалиста по ремонту. Пользователь, купив приглянувшуюся ему сменную панель, может без посторонней помощи установить ее на телефон. Во-вторых, это решение очень популярно среди девушек, стремящихся к постоянному обновлению своего имиджа как в одежде, так и в вещах и аксессуарах …

Брендовые войны

Добавив возможность изменения корпуса, Motorola частично ушла от привычного для ее традиционных покупателей внешнего вида телефонов. Но очевидное сходство предложенных корпусов с дизайнерскими линиями других ведущих производителей может преследовать вполне конкретные цели. И Samsung, и Siemens, и тем более Nokia значительно опережают Motorola по объемам продаж. Предложив потребителям корпуса, выполненные в дизайнерском стиле других компаний, Motorola, возможно, рассчитывает на то, что ей удастся переманить часть покупателей, ранее не приобретавших ее телефоны.

Данное маркетинговое решение кажется вполне обоснованным. По своим техническим параметрам телефоны ведущих производителей близки друг к другу. И при покупке иногда решающее значение имеет не столько «начинка», сколько внешний вид аппарата. При этом Тамара Карпейчик уверена, что, несмотря на возможную смену нюансов формы, пользователи будут по-прежнему узнавать привычный бренд «Моторолы».

Говоря о маркетинговой политике Motorola, стоит вспомнить о том, что в последнее время компания идет по пути выработки оригинальных идей в области аксессуаров для мобильных телефонов. Например, ею был предложен блок подзарядки, основанный на мускульной силе человека, – для подзарядки телефона в условиях отсутствия электроэнергии. Но эти находки остаются пока невостребованными основной массой покупателей.

Объемы продаж терминалов из семейства С330 предсказать пока трудно. Многое будет зависеть от уровня рекламной поддержки и места, которое эти модели займут в ряду имиджевых аппаратов. «Две-три удачно предложенные модели могут дать увеличение объемов продаж любой компании, серьезно нацеленной на рост своей популярности. В случае с Motorola компания таким путем может претендовать на место в первой тройке», – говорит Владимир Радченко.

Выпуск С330 был намечен на октябрь 2002 года, однако фактически на мировом рынке аппарат появился только в декабре. В Украине эта модель поступила в продажу в конце февраля, что связано с задержкой составления русифицированной версии. Посему о первых результатах этого маркетингового хода Motorola станет известно не раньше чем через полгода-год.

Залишити відповідь