«Укрзалiзниця» и Национальная комиссия по регулированию энергорынка подняли стоимость транспортировки нефти. Учитывая двукратное увеличение ставки акцизного сбора на смесевые бензины и грядущее сезонн

Снижение стоимости горючего в январе объясняется двумя причинами. С одной стороны, потребление горючего в этот период достигает самого низкого уровня за год. Рынок как бы замирает, начиная просыпаться от зимней спячки только в конце февраля в преддверие весенних полевых работ. С другой стороны, российские нефтяные компании, будучи не в состоянии переработать всю добытую нефть на собственных НПЗ или транспортировать ее в дальнее зарубежье, вынуждены увеличивать поставку нефти в Украину. Поэтому наряду с традиционными импортерами («ТНК», «Татнефть», «ЛУКОЙЛ», «Роснефть») в январе поставки нефти на украинские предприятия увеличили компании, не имеющие в Украине своих НПЗ: «Юганскнефтегаз», «Удмуртнефть», «Пермнефть», «Нижневартовскнефтегаз» и ряд других.

Таким образом, банальное перепроизводство привело к снижению стоимости оптовых партий моторного топлива в январе в среднем на 8-12%. Кроме того, на заводах скопилось 417,5 тыс. т нефти и 216,7 тыс. т нереализованного бензина и солярки. По логике вещей запасы сырья и готовых продуктов должны и дальше удерживать цены на невысоком уровне, если бы не несколько «но».

Регуляторные сюрпризы

Итак, единственной объективной причиной роста стоимости топлива, ожидаемого в марте, является повторяющееся из года в год сезонное увеличение спроса. Оно связано, во-первых, с закупками сельхозпроизводителей ГСМ для проведения весенне-полевых работ, а во-вторых, с пробуждением от зимней спячки автолюбителей. По прогнозам, к концу февраля январские запасы на заводских терминалах снизятся до двух-трехдневного уровня, а к середине марта и вовсе иссякнут. Но если на рынок повлияет только фактор спроса, то подорожание будет относительно небольшим и цены останутся в согласованных между производителями и правительством рамках. В частности, оптовая стоимость дизтоплива не превысит 1550 грн. за тонну.

Однако существуют еще три фактора. Уже начало сказываться увеличение с 30 до 60 евро за тонну ставки акцизного сбора на смесевые бензины с содержанием не менее 5% высокооктановых кислородсодержащих добавок или этил-трет-бутилового эфира (А-76Ек, А-80Ек, А-92Ек, Аи-93Ек, А-95Ек, А-98Ек), узаконенное в декабре 2002 года. Удвоение акцизов привело не только к повышению рыночной стоимости данного вида нефтепродуктов в среднем на 20 грн. за тонну, но и к временному прекращению выпуска экологически чистого бензина. «В данный момент ОАО «ЛиНОС» приостановило выпуск смесевых бензинов и не планирует в ближайшем будущем возобновлять их производство. Специалисты предприятия будут анализировать ситуацию, законодательство. И хотя сегодня производство экологических бензинов с экономической точки зрения представляется нецелесообразным, мы продолжаем исследовательские работы в этом направлении», – сообщили «&» в департаменте по связям с общественностью ПИИ «ТНК-Украина».

Два самых неожиданных сюрприза преподнесли рынку «Укрзалiзниця» и Национальная комиссия по регулированию энергорынка. Первая на 27% повысила стоимость транспортировки нефти по железной дороге, вторая на 20-67% повысила тарифы на прокачку нефти по основному транзитному маршруту от приграничного Великоцка до НПЗ.

«В этом году мы планируем поставить на «ЛиНОС» 6,2 млн. тонн нефти и ограничивать эти поставки не собираемся. Мы выдержим график, но из-за повышения тарифов на транзит нефти вынуждены будем рассмотреть механизмы компенсации данных затрат, что, безусловно, повлияет на конечного потребителя», – признается Александр Городецкий, президент ПИИ «ТНК-Украина». Средняя стоимость нефтепродуктов в опте в первой декаде февраля выросла на 40-100 грн. за тонну. Производители считают, что резкое подорожание транспортной составляющей в результате может сорвать договоренности между НПЗ и Кабинетом министров о фиксации стоимости дизельного топлива на время посевных работ. «Конечно, в отдельных регионах, где очень высока доля «бодяжного» или контрабандного бензина и дизтоплива (как, например, в Харьковской области и Крыму), цены вырастут не так сильно, но на большей части Украины они поднимутся процентов на 30. Тем более что большинство НПЗ проводят политику равных цен для всех регионов Украины. Например, стоимость продукции «Галичины» в Тернополе и Днепропетровске одинакова», – говорит Алексей Кулик, маркетолог компании «Нафта-Херсон».

Согласно расчетам НКРЭ транзит тонны нефти на «ЛиНОС», который находится в полутора сотнях километров от Великоцка, вырастет на 3,6 грн., в Кременчуг – на 42,8 грн., на Херсонский НПЗ – на 88,1 грн. и т. д. То есть тонна сырья подорожает от $0,68 до $17, что не может не сказаться на стоимости нефтепродуктов. Очевидно, последствия от принятия решения НКРЭ не были просчитаны, что признают и в Минтопэнерго. «НКРЭ явно поспешила с поднятием расценок на транспортировку. Это, например, признают в Кабинете министров. Можно было, по крайней мере, дождаться окончания посевной и предварительно предупредить заводы, чтобы они подготовились к повышению тарифов. Одним словом, указанный вопрос еще будет рассматриваться Кабмином, и окончательное решение по нему не принято», – говорит Виталий Торичко, заместитель начальника управления нефтепереработки и нефтепродуктообеспечения Минтопэнерго.

Если регуляторные новшества не отменят, то, по прогнозу операторов рынка, оптовая стоимость тонны моторного топлива увеличится в среднем на 100 грн. А эксперты «Укртатнафты» предсказывают, что в этом случае к середине марта стоимость одного литра горючего на АЗС вырастет на 20-40 коп.

Обратная сторона медали

Решения ведомств, подчиняющихся непосредственно правительству, в очередной раз подорвали доверие производителей к слову власти, что характеризует инвестиционный климат в стране. «С точки зрения «Татнефти» хочу сказать, что для стабильности инвестиций такого рода изменения правил во время игры, как совершили НКРЭ и «Укрзалiзниця», вообще недопустимы. Во-первых, это не позволяет инвесторам строить долгосрочные планы. Ведь на год уже были рассчитаны все доходы, затраты, капиталовложения в производство. Во-вторых, просто даже элементарное уважение к инвесторам не позволило бы применять такие враждебные действия без предварительного обсуждения», – говорит Леонид Топчинский, помощник председателя наблюдательного совета ЗАО «Укртатнафта».

Тревогу иностранных (пусть даже и из самого ближнего зарубежья) инвесторов можно понять: в России «круглый стол», за которым сидят нефтяники и правительство, давно не только существует, но и постоянно действует. «В РФ правительство не решается на столь резкое увеличение налогового бремени без предварительных переговоров с нефтяниками. Нефтяные компании приглашают для совместного обсуждения, просчитывают, до какого уровня они вынуждены поднять цены на нефтепродукты, и считают, как это повлияет на цены в государстве, а затем уже принимают решение, насколько поднимать тарифы или налоги», – рассказал «&» Валерий Нестеров, аналитик компании «Тройка – диалог».

Расчет новых тарифов вызвал удивление у всего рынка. Например, в украинском объединении «Укрнефтехимпереработка» его назвали «более чем странным», содержащим множество ошибок. В частности, генерального директора объединения Николая Приймака удивило появление «рентной платы» в $1,6 за транспортировку тонны нефти. Ведь совершенно непонятно, откуда она взялась и за что взимается. Об этом же говорит председатель правления ОАО «Укртранснафта» Александр Тодийчук: «Увеличение тарифов вызвано необъективным установлением отчислений за транзит нефти, из-за чего мы в результате потеряем в объемах прокачки».

Пожалуй, единственным внешним фактором, который способен усугубить ситуацию, является начало боевых действий в Ираке. В этом случае, по мнению экспертов FKG-Ukraine, Украину ожидает скачок цен не менее чем на 20-25%. Дальнейшие колебания находятся в прямой зависимости от длительности военной операции в Персидском заливе: чем дольше будут боевые действия, тем менее стабильными будут цены.

Залишити відповідь