Характер развития событий оставляет все меньше оснований полагать, что магистраль Одесса-Броды будет использоваться в реверсном порядке. Но противодействие российских нефтяных компаний станет возраста

Очевидно, что реализация плана создания Евразийского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) принесет Украине немалые дивиденды. Прежде всего, наконец-то заработает на полную мощность нефтепровод Одесса-Броды, что означает дополнительные доходы в бюджет и возврат $450 млн., вложенных в строительство трубопровода.

Еще более существенный плюс – диверсификация источников получения сырья и доходов от транзита, которые перестанут зависеть только от взаимоотношений с Россией. Каспийская нефть в перспективе может поставляться в Одессу не только из российских, но и из грузинских портов.

Наконец, нельзя забывать о значении ЕАНТК для усиления геополитической значимости Украины. Ведь через этот коридор нефть может пойти в Европу и США. Особенно важно, что это будет нефть, добытая при участии казахского и американского капитала.

В конце концов Одесса-Броды все еще является наглядным свидетельством того, что украинцы недостаточно самостоятельны как экономически, так и геополитически. И запуск проекта позволит опровергнуть это мнение.

От заявлений к действиям

Политические заявления в отношении заполнения нефтепровода Одесса-Броды каспийской нефтью звучали неоднократно. Последнее из них было сделано президентом Украины Леонидом Кучмой на пресс-конференции после встречи с президентом Польши Александром Квасьневским в Гуте (Ивано-Франковская обл.) на прошлой неделе. Однако теперь контекст реально происходящих событий придает этим заявлениям совсем другой вес.

Во-первых, подтверждается намерение создать совместно с Польшей консорциум по управлению ЕАНТК. К разработке бизнес-плана эксплуатации нефтепровода привлечена консалтинговая компания PriceWaterhouseCoopers.

По словам советника ОАО «Укртранснафта» Михаила Гончара, украинской составляющей консорциума могут стать нефтепровод Одесса-Броды и терминал «Южный», польская сторона предоставит трубопровод Плоцк-Гданьск и перевалочный комплекс в Гданьске. При этом круг участников не ограничен. «Мы приглашаем все заинтересованные стороны к участию в консорциуме», – подчеркивает Михаил Гончар.

Во-вторых, «Укртранснафта» предложила участникам проекта «Дружба-Адрия» прокачивать каспийскую нефть по маршруту Одесса-Броды-Ужгород-Омишаль. Омишаль – хорватский порт, способный принимать крупные танкеры водоизмещением до 500 тыс. т. Создание такого маршрута позволяет каспийской нефти выйти на рынок Северной Америки.

Законодательные коллизии

Одним из главных препятствий, которые могут повлиять на создание консорциума по управлению ЕАНТК, является законодательная неурегулированность. Прежде всего вызывает подозрение то, что формирование такого консорциума не регулируется отдельным законом, как принято в международной практике. Это может, как минимум, насторожить потенциальных участников альянса, заставить их сомневаться в надежности Украины как партнера и требовать для себя больших прав по контролю над ЕАНТК. Не урегулирован также и вопрос передачи нефтяного терминала «Южный» – ведь даже изменения в правовом поле, за которые борется сейчас «Укртранснафта», по заявлениям экспертов, касаются только трубопровода.

Кроме того, суть изменений, которые предлагается внести в Закон «О концессиях», заключается всего лишь в том, чтобы разрешить передачу магистральных нефтепроводов в концессию. При этом устно высокие руководители заявляют, что это касается только нефтепровода Одесса-Броды и только в контексте планов по транзиту через него каспийской нефти в Европу. Однако подобные действия, опять же, вызывают подозрения. По мнению народного депутата Александра Гудымы, с нефтепроводами возможен такой же сценарий, как и с газовыми магистралями: остается вероятность их перехода под частичный контроль со стороны российских структур.

Российский фактор

Между тем именно от российских нефтяных компаний следует ожидать наиболее активного противодействия на заключительном этапе реализации проекта. Во-первых, Россия не заинтересована в том, чтобы в порту Омишаль ее нефть конкурировала с каспийской. Во-вторых, северные соседи неоднократно демонстрировали свою заинтересованность в эксплуатации нефтепровода Одесса-Броды в реверсном режиме. Это дало бы российским нефтяникам возможность загружать танкеры на одесском терминале и дальше отправлять их через Босфор. Вряд ли Россия откажется от этой возможности без боя.

В то же время, как считает председатель правления «Укртранснафты» Александр Тодийчук, российская компания «ЮКОС», являясь совладельцем венгерской и хорватской компаний, которым принадлежат трубопроводы системы «Дружба-Адрия», должна быть заинтересована в увеличении объемов транзита по ним. Но предложения о транспортировке нефти из Брод в Одессу, озвученные вице-президентом «ЮКОСа» Михаилом Елфимовым в прошлом году, дают повод усомниться в этом.

Естественно, в реализации российского сценария развития событий можно сомневаться. Если бы не прецедент с газовым консорциумом, когда предварительные формулировки намерений впоследствии обретали совсем иное значение. И Украине, преследующей свои интересы на рынке нефтяного транзита, следовало бы учесть этот урок и не наступать на те же грабли снова.

Залишити відповідь