Напомним, сегодня Межведомственная комиссия по вопросам международной торговли (МКМТ) опубликовала свое решение ввести спецпошлину на новые импортные машины. Она составит 6,46% на автомобили с двигателем от 1 до 1,5 литров и 12,95% для автомобилей с двигателем от 1,5 до 2,2 литров. Решение вступает в силу через 30 дней.
Аналитик ИФК "АРТ Капитал" Алексей Андрейченко считает, что эта новость действительно позитивна для украинских автогигантов "Богдан Моторс" и "Укравто", реализующих украинские автомобили с объемами двигателей, попадающими под новую пошлину.
Специальная пошлина, как сообщалось, будет добавлена к существующему тарифу, равному 10% для всех стран, кроме СНГ, но распространится даже на российские и узбекские машины.
"Влияние пошлины будет наиболее сильно чувствоваться в сегменте бюджетных машин, таких как ЗАЗ, Еврокар и Богдан, – объясняет аналитик. – Судя по опыту утилизационного сбора в России, поднявшего цены на импортные машины на 8-10%, такой рост в этом сегменте может сократить продажи некоторых импортных машин в 3-4 раза. Мы полагаем, что тариф окажет положительное влияние на продажи таких моделей как Skoda A5, ZAZ Vida, ZAZ Lanos, ZAZ Forza, ZAZ Nexia, Bogdan 2110, Bogdan 2111, а также на выпускаемые в Черкассах машины Hyundai. Правила ВТО позволяют вводить временный специальную пошлину для защиты определенных секторов экономики, если страна сможет доказать наносимый импортом ущерб экономике. В любом случае, такое решение должно быть обосновано в ВТО".
Помимо долгосрочного эффекта на продажи "Укравто" и "Богдан Моторс", считает эксперт, также ожидается, что это решение увеличит продажи импортных машин в марте и апреле. С данной оценкой можно согласиться, если судить по тексту пресс-релиза, распространненного сегодня Всеукраинской Ассоциацией автомобильных импортеров и дилеров. Так, организация сообщает, что всем своим членам будет рекомендовать ввезти и растаможить в течение 30-дневного срока, оставшегося до введения пошлины, соответствующую партию автомобилей для продажи по старым ценам в марте-апреле.
Стоит также указать, что ВААИД выступила резко против введения подобной пошлины, отметив, что в 2009 году предыдущее правительство уже пыталось защитить украинских автосборщиков и вводило 13%-ную пошлину с 6 марта по 6 сентября 2009 г..
"Однако, согласно заявлению «Укравтопром», за период 2008-2010 годов объемы производства сократились на 82%, объемы продаж на внутреннем рынке Украины уменьшились на 84%, доходы снизились на 96%, – говорится в сообщении Ассоциации. – Таким образом, такая господдержка – введение надбавки к пошлине в 2009 году эффективной не была. И поэтому бесполезно ожидать, что новое введение нового спецпошлины станет панацеей от всех бед. Кроме того, после введения этой надбавки поступления в Госбюджет сократились на 85% (по данным ГТСУ: в Украину в 2008 году было импортировано авто на сумму $5,613,015 тыс., в 2009 году – лишь на сумму $909,086 тыс.). То есть, автоимпорт уменьшился, народ Украины был вынужден покупать дороже, Госбюджет потерял значительные средства, однако, «Укравтопром» такие меры не помогли и поэтому нет смысла наступать на старые грабли и повторять старые ошибки предыдущего правительства".