Дитя эпохи грандиозных технических изобретений Джон Истман привнес дух инноваций и в бизнес. Какие принципы, заложенные на рубеже ХIХ-ХХ веков, помогают Eastman Kodak Company и сегодня оставаться в чи

У истоков легенды Kodak стоит человек, сумевший использовать свою потрясающую интуицию и способность самостоятельно находить и принимать правильные решения в тот период XIX века, который захлестнул мир новыми открытиями, изобретениями, массовой продукцией и свободными рынками.

Жизнь Джорджа Истмана в фотоиндустрии продолжалась ровно полвека с 1880 по 1930 г. В этот период достижения в области науки, технологии и развитие культуры привели к созданию качественно новых видов и образцов техники и культуры: автомобилей, рентгеновских лучей, кубизма в живописи, импульсных ламп-вспышек, небоскребов, теории относительности и джаза. А также фотографии.

Как Александр Грехэм Белл, Дж. Истман пытался сделать изобретение, которое принесло бы пользу всему миру. Как Генри Форд, он включил свое имя в название созданной им компании. Как Томас Альва Эдисон, он так заботился о качестве продукции, поставляемой на рынок, что она практически была вне конкуренции.

Принципы, заложенные Дж. Истманом в основу бизнеса, выдержали проверку временем. На сегодняшний день производственные предприятия Eastman Kodak Company расположены в Канаде, Мексике, Бразилии, Великобритании, Франции, Германии, Австралии и США, а продукты Kodak продвигаются дочерними предприятиями более чем в 150 странах мира. Компания удерживается среди 25 крупнейших предприятий США.

Его величество случай

Джордж Истман бросил школу, когда ему было тринадцать, стал работать, а по вечерам, надеясь в будущем получить высокооплачиваемую работу, изучал бухгалтерское дело. В 20 лет он стал младшим клерком в сбербанке Рочестера, штат Нью-Йорк. В 1878 г., когда Истману было 24 года, он решил отдохнуть в Санто-Доминго. Товарищ посоветовал ему зафиксировать свои впечатления об этой поездке, и Джордж купил фотоаппарат с принадлежностями для приготовления и обработки влажных стеклянных фотографических пластин. Фотоаппарат по размерам напоминал современную микроволновую печь, а для его установки необходим был тяжелый треножный штатив. Кроме того, с собой надо было носить палатку, в которой происходил процесс нанесения фотоэмульсии на пластины перед экспонированием, а также их проявления и высушивания. С собой необходимо было носить химикаты, стеклянные емкости, тяжелый держатель для пластин и кувшин с водой. Только лошадь, по словам Истмана, была в силах донести до места съемки всю эту экипировку. Наконец, инструктаж, как пользоваться всем этим оборудованием для фотографирования, стоил $5.

В Санто-Доминго Истман так и не поехал, но очень заинтересовался фотографией и задумался над тем, как упростить сложный процесс. Он быстро понял перспективность бизнеса, связанного с изготовлением сухих фотопластин и продажей их фотографам.

В 1880 г. Дж. Истман приступил к коммерческому производству сухих фотопластин на арендованном им чердаке. В сентябре 1881 г. он уволился из банка и полностью посвятил себя фотобизнесу. Ему удалось заразить своими идеями Генри А. Стронга (друга семьи, ранее – производителя легких двухместных колясок с откидным верхом) и уговорить его вложить некоторую сумму денег в партнерство по производству сухих фотопластин под названием Eastman Dry Plate Company. Они взяли в аренду третий этаж здания на Стейт-стрит в Рочестере и приступили к производству сухих пластин на продажу.

В период становления компании Истману чуть не пришлось испытать полное крушение, когда в руки покупателей попали некачественные пластины. Истман заменил их за счет компании. «Мы потратили на это последние деньги, – вспоминал он, – но приобрели нечто более важное – репутацию».

В 1883 г. компания Eastman Dry Plate Company переехала в 4-этажное здание по адресу Стейт-стрит, 343 в Рочестере. Это здание и поныне является штаб-квартирой компании Eastman Kodak Company. В 1914 г. оно превратилось в 16-этажное, а в 1930 г. к нему было пристроено еще три этажа.

Все в том же 1883 году Истман удивил мир извещением о начале производства фотопленки в катушках. В 1888 году появился первый фотоаппарат Kodak, который продавался за $25 и был укомплектован пленкой, рассчитанной на 100 снимков. Именно этот аппарат положил начало распространению любительской фотографии по всему миру. В 1892 г. предприятие было переименовано в Eastman Kodak Company. К 1900 г. торговые представительства компании были учреждены во Франции, Германии, Италии и других европейских странах.

Принципы Истмана

«Самое главное – это дело, – сказал однажды Джордж Истман, – а не пустые разговоры о нем». Истман создал крупнейшую компанию. Для него не было мелочей. Он работал над созданием новых видов продукции, скрупулезно вел финансовые дела, приглашал на работу ученых и специалистов, постоянно расширял свой завод и лично контролировал процесс производства.

В своем бизнесе Истман руководствовался четырьмя основными принципами:

  • массовое производство с низким уровнем себестоимости продукции;
  • поставка продукции на международные рынки;
  • широкая рекламная кампания;
  • ориентация на удовлетворение интересов потребителей.

Джордж Истман считал, что все эти четыре принципа тесно взаимосвязаны. Массовое производство не оправдано без широкого распространения, которое в свою очередь нуждается в хорошей рекламной поддержке. С самого начала он прививал служащим убеждение, что удовлетворение интересов и потребностей покупателей – единственный путь к успеху деятельности компании. К четырем основным принципам Истман со временем добавил следующие:

  • рост и развитие производства за счет постоянного проведения научно-исследовательских работ;
  • справедливое и уважительное отношение к служащим компании;
  • инвестирование части прибыли в расширение производства.

Вся история Eastman Kodak Company – живой пример воплощения и развития этих принципов и стратегии.

Массовое производство и продажи по всему миру

Уже в первые годы деятельности своей компании Истман стремился добиться того, чтобы фотоаппараты и фотопринадлежности стали доступны максимально большому числу людей за счет минимальной стоимости. Быстрый рост интереса к фотографии обусловил необходимость налаживания массового производства фототоваров. Достижение поставленной цели потребовало создания совершенного технологического оборудования и высокоэффективных процессов производства пленки. Это позволило наладить выпуск высококачественной продукции с низкой себестоимостью, что сделало ее доступной широкому кругу потребителей.

Уже в 1896 г. был изготовлен 100-тысячный фотоаппарат Kodak, а объемы производства пленки и фотобумаги достигли 650 км/месяц. В это время «карманный» вариант фотоаппарата Kodak продавался по цене $5. Истман понимал, что создание более простого и удобного в обращении фотоаппарата, который стоил бы не более $1, позволит значительно увеличить емкость рынка, а следовательно, и объемы продаж.

К моменту создания Истманом в 1880 г. сухих фотопластин Европа проявляла большой интерес к фотографии, но ею занимались только профессионалы. А Истман хотел, чтобы фотоаппаратом можно было пользоваться так же легко, как и обычным карандашом. Он понимал перспективность создания мирового рынка фототоваров для любительской фотографии. Уже через пять лет после создания в США компании по производству сухих фотопластин и пленки появляется торговое представительство в Лондоне. В течение следующих пяти лет, после создания Истманом фотоаппарата Kodak и упрощения фотографического процесса, фотография стала настолько популярной, что число фотолюбителей достигло сотен тысяч человек.

В 1889 году в Лондоне открывается компания Eastman Photographic Materials Company, Limited по продаже и распределению фотографических материалов. Первые образцы знаменитого фотоаппарата BROWNIE появились на рынке в 1900 г. Аппарат стоил $1, а роликовая пленка к нему – 15 центов. Во Франции, Германии, Италии и других странах Европы были открыты магазины по продаже фототоваров. Рассматривался вопрос об открытии магазина фототоваров в Японии, а после создания канадского отделения компании Kodak – вопрос о строительстве завода фотоматериалов в Канаде. Впервые занятие фотографией в качестве хобби стало доступно практически каждому. В том же году открыты российские отделения компании Kodak в Санкт-Петербурге и Москве. Eastman Kodak Company стала первым транснациональным гигантом.

Реклама – двигатель торговли

Дж. Истман беспредельно верил в рекламу и ее возможности. Он лично писал рекламные тексты для своей продукции, помещаемые в ведущие газеты и журналы. За свою жизнь Истман написал 200 тыс. таких писем.

Сегодня торговую марку фирмы Kodak, придуманную Истманом, знает весь мир. Впервые слово Kodak было зарегистрировано как торговая марка в 1888 году. Создавалось множество красивых теорий по поводу происхождения этого слова. Но оказалось, что Истман просто его выдумал: «Я сам придумал это слово. Буква «к» – моя любимая буква алфавита. Она мне кажется сильной и запоминающейся. Мне пришлось перепробовать множество комбинаций букв, прежде чем получилось слово, начинающееся и заканчивающееся на букву «к». И слово «кодак» – результат моих попыток».

Слоган для рекламы фотоаппарата тоже придумал лично Истман в 1888 году. «Вы нажимаете кнопку затвора, а мы делаем все остальное». Эта фраза стала знаменитой. Позднее идеи Истмана в области рекламы воплощали менеджеры по рекламе во всех рекламных материалах компании. Изображение «кодаковской девушки», держащей фотоаппарат и улыбающейся фотографам, стало популярным. А в 1897 году появился один из первых логотипов, используемых в рекламе, – слово «Kodak», освещенное лампочками на Трафальгарской площади.

Новаторство в управлении людьми

Истман был гигантом своего времени. Потребовались годы для осознания и принятия его социальной философии. А он уже тогда использовал ее для строительства своей компании.

Процветание любой компании, по мнению Истмана, зависит не только от изобретений и их оригинальности, но в большей мере от доброжелательности и лояльности служащих, которые в свою очередь должны участвовать в распределении прибыли предприятий. С самого начала он стал подумывать о дивидендах на зарплату для своих служащих. Так, в 1899 году между служащими Истман распределил довольно большую сумму своих денег. Позже он создал фонд «дивидендов на зарплату», из которого каждый служащий, помимо зарплаты, получал ежегодные дивиденды, пропорциональные прибыли компании за год. Таким образом, Дж. Истман первым ввел систему участия сотрудников компании в прибыли. В 1919 году Истман пожертвовал своим служащим одну треть личных средств из фонда компании – $10 млн. Затем последовало введение пособия по уходу на пенсию, по нетрудоспособности и страхование жизни. В компании впервые была создана комиссия по технике безопасности, занимавшаяся предотвращением и расследованием причин несчастных случаев на производстве. В 1921 г. основана ассоциация по займам и сбережениям с целью оказания помощи служащим компании в сбережении их средств и финансирования крупных покупок и строительства жилья.

Дж. Истман разработал уникальную программу медицинского, в том числе и стоматологического, обслуживания работников и их детей. «Медициной установлено, что за зубами, горлом и носом детей нужно следить с раннего детства. Если они будут здоровые, веселые и красивые, у них больше шансов достичь успехов в жизни», – говорил Истман. Он финансировал массовое производство лекарственных стоматологических препаратов для детей. Стоматологические клиники были созданы в Рочестере, Лондоне, Париже, Риме, Брюсселе и Стокгольме.

Бесчисленные проявления доброты в отношении к персоналу, реализация социальных программ окупались сторицей. Сотрудники испытывали «поразительную степень преданности и лояльности» к владельцу компании. «Характерным примером может служить работа по перемешиванию фотоэмульсии. Некоторые рабочие добровольно задерживались на работе до трех часов утра» – написал в своих воспоминаниях один из управляющих.

В 1907 г. численность персонала компании Kodak превысила 5 тыс. человек, в 1927 г. количество работающих в Kodak достигло 20 тыс. К концу 2002 г. общее число работников компании Kodak по всему миру составило 75 тыс. человек.

Технологические инновации

В 1996 г. во всем мире было сделано около 65 млн. фотоснимков, причем большинство фотоаппаратов работают по принципу первых моделей Истмана с роликовой пленкой. Фотоиндустрия и бесчисленное количество смежных с ней областей дают средства к существованию сотням тысяч людей, начиная от работников киностудий и заканчивая работниками фотолабораторий.

Дж. Истман был новатором во многом. Не стоит забывать, что фотография существовала уже в течение 40 лет, когда Истман основал свой бизнес. Но именно он изобрел роликовую пленку, сконструировал под нее фотоаппарат, создал компанию по производству этих товаров и сформировал мировой фоторынок, на котором у него практически не было конкурентов.

Открытия в области фотодела, сделанные Истманом и его сотрудниками, составят длинный список от негативной фотобумаги и первой проявочной машины до передовых эмульсионных технологий и преобразования изображения с фотопленки в цифровой вид.

В 1886 г. Джордж Истман первый среди американских промышленников включил в штат своей компании специалистов-исследователей с целью создания коммерческих образцов фотопленки. Он же первым ввел в своей компании систему выплат денежных премий за рационализаторские предложения.

В 1896 г., через год после открытия рентгеновского излучения, Дж. Истман заключил соглашение на поставку фотографических пластин и бумаги для нового процесса рентгенографии. В том же году компания Kodak впервые поставила на рынок первую пленку со специальным покрытием, предназначенную для киносъемки. Благодаря сотрудничеству Дж. Истмана и Томаса Альва Эдисона, который в 1891 г. создал первую кинокамеру, родилось кино. В 1928 г. появилась цветная кинопленка Kodacolor (16 мм), а в 1929 г. разработана первая кинопленка, специально предназначенная для съемки звукового кино.

Сегодня армия фотографов-любителей насчитывает миллионы, а Kodak является корпорацией мирового масштаба, в чем великая заслуга ее основателя, заложившего главные принципы ее развития.

Залишити відповідь