Украинские заправки меняют формат

По разным оценкам, сегодня продажа нетопливных товаров занимает в структуре прибыли украинских заправок от 6% до 20%. Доход от продажи таких товаров может стать серьезным подспорьем для владельцев заправок, отмечают в  консалтинговой группе А-95. А иногда они могут даже выйти на первый план – в периоды, когда маржа на топливе уменьшается из-за действий правительства, возрастающей конкуренции.

На зрелых рынках значительный доход в сетях АЗС уже приходится не на продажу топлива, говорят эксперты Nielsen Ukraine, которые провели исследование продаж в канале Petrol Stations. Но если в европейских странах ситуация на рынке потребительских товаров относительно стабильна, в том числе в плане продаж на заправках, то Украина – контрастна в этом отношении: здесь возможен как значительный рост продаж, так и уход в минус.

Большинство сопутствующих товаров, которые продаются в магазинах при АЗК (food & drug), относятся к категории FMCG (товары повседневного спроса). "Сегодня Украина в отношении FMCG переживает некоторый этап становления, когда современная торговля занимает очень небольшую долю – всего лишь 35% от розничного оборота. И основной оборот категории FMCG все же приходится на традиционные форматы торговли", – констатирует менеджер по работе с клиентами сегмента "Розничные сети" Nielsen Ukraine Юлия Ермакова.

По подсчетам издания Oilnews, продажи нетопливных товаров и услуг, в частности, в сети Параллель составляют от 75 до 60 коп. на литре топлива (что при средней цене за литр А-95 в размере 11 грн. составляет 0,68%), в сети Shell – 70-75 коп./литр, ОККО (концерн Галнафтогаз) – 60-70 коп./литр, WOG – 45-50 коп./литр, а также КЛО – 40-45 коп./литр. Наиболее низкие ценовые параметры оказались у Лукойла: всего 15-20 коп. на литре бензина.

Объем рынка FMCG в канале Petrol Stations в 2012 году эксперты Nielsen оценили в 856 млн.грн., исходя из 150 категорий товаров, которые учитывались в исследовании. Но этот показатель может быть даже выше, поскольку в исследовании принимали участие не все украинские сети АЗС. "На сегодня это пока что 2% от продаж канала гипер/супермаркеты. То есть канал сравнительно небольшой, но имеет достаточно широкие перспективы для роста. Мы это видим", – утверждает Ермакова.

К примеру, объемы продаж потребительских товаров в аптеках заметно ниже. Если в гипермаркетах продажи FMCG за 2012 год составили 22,45 млрд.грн., то в магазинах при АЗС – 0,85 млрд.грн., а в аптеках – 0,37 млрд.грн.

При этом концентрация продаж категории FMCG на автозаправочных комплексах гораздо выше, чем в других торговых сетях. Пять ключевых категорий, которые продаются на автозаправочных станциях, – пиво, минеральная вода, сладкая вода, водка и шоколад – составляют 60% от продаж всех FMCG-категорий в канале, отмечает Еременко.

Концентрация продаж непродовольственных товаров здесь еще выше и составляет 90% от всех товаров этой категории. Для сравнения, в категории гипер/супермаркеты концентрация продаж продуктовых товаров составляет 29%, а непродовольственных – 42%. "Остальные товары являются поддерживающими для того, чтобы представить для потребителя некий интерес в ассортименте. Но основные продажи делают вот эти категории", – подчеркивает специалист Nielsen Ukraine. 

В перспективе этот канал может заинтересовать крупный ритейл: размещение точек продаж на заправочных комплексах  позволит сетям привлечь новых клиентов, а заправкам – еще больше снизить топливную маржу. Примеры такого сотрудничества есть в Австрии – с 2007 года супермаркеты Billa поставляют продукты питания на АЗС сети ConocoPhillips, сегодня точки Billa размещены более чем на 100 заправках компании.

По материалам liga.net

Залишити відповідь