Несовпадение темпов развития

от редакции

Публикуя данный материал, мы не исключаем того, что позиция автора вызовет аргументированные возражения. Присылайте (moiseev@companion.ua), мы готовы поддержать заочную  дискуссию на страницах журнала.

Поводом задуматься о феномене предательства и разобраться в определениях послужили несколько бесед, выдержки из которых в форме диалогов я приведу в качестве иллюстрации к последующим рассуждениям.

Из беседы акционера одного среднего по размеру бизнеса со своим другом:

Акционер: – Представляешь, он меня предал, кинул, можно сказать. Написал заявление об уходе в самый неподходящий момент – я как раз нашел потенциального покупателя на свой бизнес, а он мне портит всю картину своим уходом…

Друг: – Я не понял, о ком ты говоришь? О своем директоре? Он же был твоим доверенным лицом.

Акционер: – А о ком же? Сколько я для него сделал! И вот его благодарность?

Друг: – А он знал о твоих переговорах по продаже бизнеса? И вообще, с чего ты решил выходить из дела?

Акционер: – Его это не касается, это мой вопрос. Знаешь, надоело уже все, хочется спокойной жизни…

Из беседы двух членов совета директоров по поводу уволившегося гендиректора:

Первый: – Жаль, что он уволился. С ним было хорошо, надежно. Чувствую, как будто меня предали.

Второй: – А я бы на его месте поступил так же. И не сидел бы сейчас без премий и надбавок только потому, что наш акционер вместо утверждения разработанной стратегии роста решил все деньги вложить в политику. Вот уж кто предатель своего бизнеса…

Справедливости ради должен уточнить, что приведенные диалоги не касаются одного и того же случая. Я просто стал их свидетелем и запомнил в связи с разными причинами применения термина «предатель». Несмотря на то что эти диалоги происходили с интервалом в несколько дней, в моем сознании они наложились, как будто бы касались одного и того же человека. Это и послужило началом размышлений. И вот их итог.

Как это ни покажется странным на первый взгляд, но словари и интернет дают весьма небогатую пищу для размышлений на тему предательства вообще. Если обобщить, то предателем предлагается называть человека, который нарушил верность кому-то или чему-то. Следуя этой логике, предательство – это нарушение принятого или возложенного обязательства либо долга.

Все без исключения источники приписывают негативный оттенок предательству как поступку и предателю как человеку, его совершившему, очень часто нарекая такого человека нарицательным именем Иуда. Отсюда и негативный синонимический ряд: изменник, отступник, ренегат.

Зрелые же и непредвзятые размышления позволяют между тем прийти к другим выводам.

Понятие «предательство» неприменимо к индивиду. Невозможно предать себя. Можно говорить об изменениях в собственных предпочтениях, критериях оценок и суждений, но это скорее свидетельствует о развитии индивида, чем о его предательстве прежних предпочтений или оценок.

Рассмотрим простой пример. Человек был вегетарианцем, а потом, попробовав мяса, стал есть все. Должен ли он назвать себя предателем? Нет, он просто перешел на другую ступень своего развития. Следовательно, вывод первый: применить в отношении самого себя понятие «предательство» человек не может. Однако его окружение может трактовать (и трактует!) новые действия как предательство. На каком основании? Только на том, что их ожидания в отношении этого человека не совпали с его действиями. Вывод второй: окружающие могут применить понятие «предательство» в случае отклонения вашего поведения от принятых в этом окружении норм.
А что такое нормы, принятые в некотором сообществе? В общем случае это то, что отличает его от других. Например, сообщество вегетарианцев отличается своей приверженностью к растительной пище. Сообщество маркетологов – приверженностью к ярким и звучным проектам. Сообщество акционеров – стремлением получить больше, вложив меньше.

Соответственно следование норме, скажем, приверженности к растительной пище считается приемлемым поведением в среде вегетарианцев, более того, оно культивируется и поддерживается разного рода идеологическими инструментами влияния. Аналогично на сообщество маркетологов влияют примерами ярких рекламных компаний. А на сообщество акционеров – примерами тех, кто смог вложить «почти ничего», а получить «почти все».

Наконец-то мы и подошли к главному: окружение индивида влияет на него, подчиняя или побуждая подчиняться определенным нормам в действиях и мыслях, а если индивид осмеливается сбросить узы этого влияния, то окружение, защищая себя и лояльных к себе членов, немедленно называет такого индивида предателем, отступником, отщепенцем.

Знаете, в чем проявляется шокирующее двуличие любого сообщества? В том, что, приветствуя нового члена, оно предпочитает не задаваться вопросом, какое окружение тот покинул ради перехода в их ряды, а уж тем более не называет его предателем или отступником того окружения. Наоборот, его поступок могут оценивать словами типа «новообращенный», «принял правильное решение», «воспринял истину» и т. п. Следовательно, вывод третий: окружение индивида вначале привлекает его в свои ряды, подчиняя или побуждая подчиняться, манипулируя и зомбируя, принуждает действовать в соответствии со своими ожиданиями, а в случае их нарушения всячески поносит, навешивая ярлыки.

Подведем итоги. С точки зрения не закостенелого, а развивающегося индивида любые обвинения в предательстве в его адрес со стороны любых сообществ есть не что иное, как признание сообществом факта его развития и одновременно своего бессилия удержать развивающегося индивида в рамках закостенелых норм. Поэтому, если кто-то слышит в свой адрес обвинение в предательстве, то этому следует радоваться как лишнему подтверждению избавления от сдерживающих пут подчинения и манипулирования. А если представитель какого-то сообщества осмеливается давать оценки типа «предатель или отступник», то в первую очередь он тем самым расписывается в собственном бессилии оставаться привлекательным.

Что же можно сказать о предательстве в бизнесе? Рассуждая подобным образом, приходим к выводу, что акционер, назвав своего директора предателем, тем самым в глазах друга расписался в своем бессилии и дальше манипулировать директором в личных интересах. Кстати сказать, я знаком с этим директором, и на мой вопрос, почему он оставил свой пост, тот ответил, что в определенный момент почувствовал неуверенность своего акционера в будущем и его нежелание дальше развивать этот бизнес.

Вырастание опытного продавца из штанишек супервайзера и уход из компании в поиске более адекватной для себя роли – это не предательство интересов бизнеса или акционера данной компании, а свидетельство несовпадений его амбиций и ограничений, накладываемых его руководителями. Уход директора от нежелающего развивать свой бизнес акционера и втихаря его продающего – свидетельство того, что директор перерос акционера. Выступление известного члена маркетингового сообщества с докладом о необходимости ориентироваться в рекламных акциях на желаемый экономический эффект, а не на эпатажность сюжета означает достижение им более высокого уровня понимания смысла маркетинга и никак не заслуживает у его коллег оценки «отступник».
Совет индивиду: никогда не смущаться, услышав в свой адрес слово «предатель».

Совет сообществу: всегда стремиться развиваться синхронно с развитием индивидов и избегать оценок типа «предатель» в случае несовпадений темпов развития.

Продолжение статьи читайте в журнале "Комп&ньоН", номер 17-18.

Залишити відповідь