Мекка финансистов

Если финансист хочет получить больше, чем стандартное образование MBA, ему стоит пройти


обучение в бизнес-школе Wharton
Бенджамин Вилкенинг, партнер скандинавского фонда прямых инвестиций Mint Capital
На основании собственного опыта я могу нарисовать следующий портрет специалиста, которому имеет смысл получить MBA-образование. Ему 29-30 лет, он имеет высшее образование и трех-, четырехлетний опыт работы в бизнесе, амбициозен и хочет ускорения карьерного роста.


До обучения в бизнес-школе Wharton я очень мало знал о бизнесе. По первому образованию занимался рекламой и планировал продолжить свою карьеру в этой области в России, но уже на более высокой позиции. В 1980-х жил в Болгарии. Когда начались реформы 1984-1985 гг., мне стало понятно, что во всех странах «советского блока» будут происходить колоссальные положительные изменения. Россия среди них представлялась страной с самыми большими возможностями. Мне было очень интересно.


Потом ко мне пришло понимание того, что я хочу работать в консалтинге. Тот широкий круг предметов по бизнесу, который преподавался в Wharton, наиболее соответствовал моим новым планам. Из всех бизнес-школ я остановил свой выбор на Wharton только потому, что у них есть уникальная двухлетняя программа Lauder Institute (http://lauder.wharton.upenn.edu), позволяющая получить не только стандартное MBA-образование, но и одновременно ученую степень в области международных отношений Magister of Arts (MA). Один лишь диплом MBA меня не очень интересовал, и как показало последующее развитие событий, я сделал правильный выбор. Традиционно сильная сторона Wharton — финансы. Школу нередко называют Меккой финансистов. И ее выпускники чаще и легче всего находят работу в банках и консалтинговых компаниях. Среди других развитых направлений специалисты называют предпринимательство и маркетинг.


Диплом Wharton в наше время открывает очень многие двери. Конечно, в России сегодня легко найти работу и без подобного образования, но на Западе, если ты хочешь попасть в консалтинговый бизнес, такой диплом просто необходим. Именно из числа выпускников MBA десяти ведущих бизнес-школ формируется рекрутинг.


Всестороннее образование
Программа Lauder Institute преподается уже более 20 лет и носит имя семьи основателей и владельцев всемирно известной косметической компании Este Lauder, которые дали первоначальный капитал на создание этого уникального учебного курса. Леонард Лаудер, президент компании Este Lauder, основанной его родителями, уверен, что в контексте глобализации топ-менеджменту необходимо развить «видение мира в целом». Понимая глобальные процессы и умея общаться, топ-менеджер получит возможность продвигать идеи, к которым люди пока не открыты. Именно поэтому наши занятия по программе Lauder Institute охватывали такие жизненно необходимые для работы в бизнесе блоки, как финансы, маркетинг, рынки капитала, предпринимательство, ведение переговоров и многое другое. Кроме вышеупомянутых диплома MBA и степени MA в области международных отношений, выпускник Lauder Institute за время обучения получает глубокие знания о культуре, истории, традициях, политике, экономике интересующей его страны. Также в течение двух лет преподается иностранный язык.


К поступающим на программу Lauder Institute предъявляются стандартные требования, распространяющиеся на всех желающих обучаться в бизнес-школе Wharton. Дополнительно кандидат пишет анкету, в которой указывает наличие своего, скажем так, глобально-ориентированного опыта. Преимущество получают те, кто имеет опыт проживания и работы в различных странах. Кроме того, надо иметь как минимум базовый уровень владения иностранным языком той страны, куда хотелось бы потом поехать работать. Я, например, учился на русской программе и изучал русский язык, чтобы потом работать в России. Помимо этого, можно было пройти обучение еще и по таким направлениям, как германское, французское, испанское и португальское с фокусом на латиноамериканские страны, а также японское, китайское и арабское.


Камерная программа
Lauder Institute можно назвать камерной программой. За год по ней обучается всего 50-60 студентов из 800-1000 ежегодно поступающих в Wharton. Обучение строится следующим образом. В отличие от стандартного MBA, который начинается осенью, курс Lauder Institute стартует летом. Около десяти дней студенты проходят вводный курс в Филадельфии, а затем уезжают до осени в выбранные ими страны. Соответственно я отправился в Москву, где наша программа началась со знакомства с выпускниками Wharton, работающими в этом городе.


В течение двух лет ведется интенсивное обучение по программе MBA с параллельными занятиями в School of Arts and Sciences университета Пенсильвании, к которому относится Wharton, а также обучение по программе международных отношений и, разумеется, проводятся сильные языковые курсы.


Когда я учился в Lauder Institute, обучение стоило дороже по сравнению со стандартным курсом MBA в том же Wharton приблизительно на $8-9 тыс. в год. Кроме того, надо учесть расходы на оплату летней программы и проживание в выбранной стране (на время учебы я снимал квартиру в центре города со студенткой-француженкой, обучающейся по моей программе). Главный нюанс обучения заключается в большой учебной загрузке. Wharton значительно расширил мой кругозор. Думаю, там один из самых объемных списков предметов. Я уже отмечал, что был не совсем типичным студентом, обучающимся по данной программе. Поскольку у меня не было предыдущего бизнес-образования, надо было начинать практически с нуля и работать больше других.


Приходилось много заниматься, студенческая жизнь кипела. Wharton открывает широкие возможности для получения межкультурного опыта. 30-40% обучающихся в университете — не американцы, а на программе Lauder Institute иностранцев еще больше. Wharton состоит из множества «клубов по профессиональным интересам». Я сразу стал общаться с коллегами, которые так же, как и я, были нацелены на карьеру в области прямых инвестиций и консалтинга. Эти постоянные встречи и дебаты на разные темы дали мне очень много как с точки зрения знаний, так и деловых контактов. Студенты в Wharton группируются по принципу личного интереса к чему-либо. Например, есть клубы любителей европейской культуры, искусства, кулинарного дела, даже дегустации вин. Раз в год организуется грандиозный студенческий мюзикл. В нем могут принять участие все желающие, но записываться надо заранее и много времени отдавать репетициям. Получается очень профессионально и зрелищно.


Из преподавателей мне больше всего запомнился преподаватель статистики. Он одевался как хиппи, ходил в футболке и джинсах, а  утром выглядел так, будто покурил травки. Но это был блестящий педагог. Он мог любому объяснить самые сложные концепции.


Добавленная стоимость к диплому
В настоящее время я — президент клуба выпускников Wharton в России (www.wharton.ru). Официальные встречи мы проводим по меньшей мере два раза в год и стараемся им придать не только приятный, но и полезный оттенок. Как правило, подобные встречи носят благотворительный характер, и собранные на них средства направляются в детские дома. Со многими выпускниками меня связывают дружеские или тесные деловые отношения, поэтому неформально мы встречаемся очень часто. Помимо отличного бизнес-образования, обучение в Wharton дает широкую сеть контактов. Это очень существенная value added (добавленная стоимость) к диплому. Сегодня в моей базе выпускников Wharton более 60 контактов. Это люди, которых я знаю лично, регулярно с ними общаюсь. Среди них есть и менеджеры среднего звена крупнейших российских корпораций, и легендарные для всего российского бизнеса управленцы и собственники, имена которых у всех на слуху. &.Ф.







Бенджамин Вилкенинг, партнер скандинавского фонда прямых инвестиций Mint Capital.
Имеет обширный опыт работы как в сфере прямых инвестиций, так и стратегического консалтинга и маркетинга.
С 1993 г. живет
в России, работает
в компании McKinsey. В 1998?2003 гг. — директор, а впоследствии и управляющий директор компании AIG Brunswick Capital Management, от которой был членом совета директоров «Северо?западного Телекома» (бюджетный комитет) и IBS.
В настоящее время — партнер скандинавского фонда прямых инвестиций Mint Capital, является членом совета директоров компании Maratex, Gameland и «Фруже».
Обладает степенью MBA бизнес?школы Wharton, степенью магистра по международным отношениям University
of Pennsylvania
и степенью бакалавра по рекламе и PR University of Wisconsin.

Залишити відповідь