Инициативы по ужесточению уголовной ответственности за контрабанду могут спровоцировать рост цен на импорт – юрист

Законодательные инициативы по ужесточению уголовной ответственности за контрабанду могут спровоцировать рост цен на импортные товары за счет снижения предложения и при условии отсутствия отечественных товаров, которые могут заменить иностранные.

Об этом агентству "Интерфакс-Украина" сообщил юрист Южно-украинского филиала адвокатского объединения Arzinger Михаил Селиванов, комментируя зарегистрированные 4 апреля в Верховной Раде законопроекты "О внесении изменений в статью 201 Уголовного кодекса Украины относительно криминализации контрабанды товаров в крупных размерах" № 2716 и "О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно согласования положений об ответственности за контрабанду товаров в крупных размерах " № 2717. Они направлены на усиление ответственности за нарушение таможенных правил в виде контрабанды – перемещение через таможенную границу Украины товаров и/или транспортных средств коммерческого назначения вне таможенного контроля или товаров с сокрытием от таможенного контроля.

Законопроекты предусматривают уголовную ответственность за такие деяния в отношении товаров, стоимость которых в тысячу и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

При этом санкция за уголовное преступление – контрабанду без квалифицирующих признаков остается неизменной: лишение свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией предметов контрабанды. В то же время санкция за контрабанду с квалифицирующими признаками, такими как действия по предварительному сговору группой лиц или лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное этой статьей, или служебным лицом с использованием служебного положения, предусматривает не только лишение свободы на срок от пяти до 12 лет с конфискацией предметов контрабанды, но и конфискациею имущества.

М.Селиванов отметил, что транспортные средства, на которых перевозились предметы контрабанды, могут быть признаны вещественными доказательствами и арестованы до момента прекращения производства по уголовному делу, рассмотрение которого может длиться долго (год и более). При этом, согласно п. 59 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Украины, к транспортным средствам коммерческого назначения относятся, в том числе, любые суда, воздушные суда, автотранспортные средства, используемые в международных перевозках для платной транспортировки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой транспортировки товаров вместе с обычными запасными частями, принадлежностями и оборудованием, а также маслами и топливом, содержащимися в их обычных баках в течение их транспортировки вместе с транспортными средствами коммерческого назначения.

В то же время предусмотренная Таможенным кодексом административная ответственность за деяния, являющиеся контрабандой, однако не имеющие признаков уголовно наказуемых деяний, остается без изменений.

В частности, по словам юриста, санкции за указанные правонарушения без квалифицирующих признаков, таких как повторность их совершения в течение года, будут, как и раньше, предусматривать штрафные санкции в размере 100% стоимости товаров, транспортных средств – непосредственных предметов нарушения таможенных правил, с конфискацией их и транспортных средств (с тайниками или без них) и/или товаров (с тайниками), в которых они перемещались через таможенную границу Украины, к которым относятся любые суда, воздушные суда, автотранспортные средства и т.п.

М.Селиванов отметил, что с учетом определения термина "тайник", приведенного в Таможенном кодексе Украины, под которым подразумевается хранилище, изготовленное с целью незаконного перемещения товаров через таможенную границу страны, а также оборудованные и приспособленные для этой цели конструктивные емкости или предметы, которые предварительно подвергались разборке, монтажу и т. п., предусматривается: тайником не являются конструктивные элементы транспортных средств, которые не были дополнительно оборудованы для перевозки контрабанды, однако использовались для этого.

Основной причиной принятия указанных законов, отмечает юрист, является необходимость борьбы с нелегальным импортом товаров, причиняющим вред не только государству, но и субъектам хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с импортом этих товаров в Украину с целью их последующей реализации, в частности, импортерам бытовой техники.

"Если принятие указанных законов будет способствовать достижению целей, поставленных инициаторами, в условиях современного состояния рынка Украины, на котором доля нелегально импортируемых товаров, по разным оценкам, составляет 10-15%, в перспективе это может повысить цены на импортные товары за счет снижения предложения и при условии отсутствия отечественных товаров, которые могут заменить иностранные. То есть, пострадают от принятия указанных законов не только нелегальные экспортеры, но и конечные потребители", – сказал М.Селиванов.

Он также отметил, что относительно перевозчиков ситуация не изменилась: возможность конфискации транспортного средства остается. Это "наводит на мысль о том, что более желательной формой ответственности является уголовная за уголовное правонарушение без квалифицирующих признаков, которая не предусматривает конфискации, чем административная ответственность, которая в любом случае предусматривает конфискацию транспортного средства".

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь