ВЫСТАВКИ Лица современной Украины решил показать миру, а заодно и самим украинцам фотохудожник Игорь Гайдай. Проект «Украинцы» – начало третьего тысячелетия» заявлен им как весьма масштабный, а точнее, как «фотопроект национального уровня». Экспонируемые фотографии, на которых запечатлены как известные, так и малоизвестные люди, должно быть, многим уже давно знакомы, поскольку они используются в рекламных проспектах «Гайдай Studio» рядом со слоганом «Талантливы все». Коллективный портрет оказался весьма забавным, но во многом предсказуемым. Здесь и главный, по мнению многих, секс-символ страны – Руслана Писанка, и представители шоу-бизнеса – Олег Скрипка и Green Grey, и политические лидеры – Виктор Ющенко и Юрий Костенко. Все персонажи представлены на черно-белых фотографиях, сделанных в весьма аскетичном интерьере, который лишь незначительно меняется от снимка к снимку. Грим при съемке почти не использовался, поскольку своей задачей Гайдай ставил показать истинное лицо каждого фотографируемого украинца. По итогам реализации проекта, длившейся около трех лет, будет издан фотоальбом, включающий более ста портретов наших современников. Спонсорское участие в его издании предлагается всем зашедшим на выставку. Но вообще-то, все и так выглядит чрезвычайно коммерчески. Как будто Игорь Гайдай решил вместо какой-то определенной торговой марки поработать со всей Украиной. Получилось так, как если бы Украина решила создать себе презентационный каталог по всем правилам иностранного маркетинга. Правда, с учетом политкорректности, свойственной в последние годы всем западным начинаниям, неплохо было бы показать, например, темнокожего украинца. Фотовыставка Игоря Гайдая «Украинцы» – начало третьего тысячелетия» продлится до 27 января в галерее ARTEast, по адресу ул. Рейтарская, 14, тел. 229-6552. |
ВЫСТАВКИ Скульптура и фотоработы в холле банка – явление для Украины пока необычное. В особенности, если автором фотографий является сам глава правления этого банка. Совместная выставка Леонида Милевского и Владимира Филатова, представленная в холле Украинского профессионального банка, стала очередным свидетельством все нарастающего интереса отечественных предпринимателей к демонстрации художественных произведений в стенах своих офисов. Правда, речь чаще всего идет о традиционной живописи, подбираемой исходя из собственных предпочтений, нежели о специально продуманном проекте, соединяющем несколько видов искусств. Особо интересным представляется тот факт, что автор фотографий Леонид Милевский является председателем правления УПБ, а фотография – его давнее увлечение, которое когда-то могло перерасти в профессиональную деятельность. Тем не менее назвать его работы любительскими никак нельзя, поскольку у их автора есть и специальное образование, и, что главное, колоссальный опыт – в архиве господина Милевского сорок тысяч негативов, а многие его фотографии были опубликованы в различных изданиях, в том числе, кстати, и в «Комп&ньоНе». Только в прошлом году у Леонида Анатольевича прошли три персональные выставки. Фотографии, большинство из которых – пейзажи, на выставке «И сердцем, и душой, и вдохновением» соседствуют со скульптурами Владимира Филатова. И надо заметить, произведения обоих авторов, сделанные в столь различных жанрах, достаточно любопытно оттеняют и дополняют друг друга. Особенно запоминаются удивительные фотографии заката и рассвета, каким-то особым образом сочетающиеся со скульптурными произведениями. Выставка стала своего рода прелюдией к большему по масштабам проекту Филатова и Милевского, который через несколько месяцев должен открыться в галерее «Мистець». Но можно сказать с уверенностью, по количеству посетителей данная выставка намного опережает даже самые успешные проекты галерей и центров современного искусства, поскольку через холл УПБ ежедневно проходят десятки людей, вольно или невольно бросающих взгляды на экспонируемые произведения. Выставка «И сердцем, и душой, и вдохновением» в Украинском профессиональном банке продлится до середины февраля по адресу ул. Марины Расковой, 15, тел. 461-8290. |
ВЫСТАВКИ Грант в виде выставки получили участники проекта «Обратная связь». Выставкой живописи Олега Ясенева в стенах Национального художественного музея компания «Утел» продолжает свой проект «Обратная связь». По словам директора внешних и внутренних отношений «Утел» Юлии Беловой, компания считает необходимым помогать молодым художникам, и при этом «Обратную связь» можно считать достаточно серьезным их продвижением. Ранее в рамках проекта была представлена выставка Екатерины Гутниковой и Юлии Майстренко. Продолжая поддерживать связь с его участниками, «Утел» планирует в 2003 году организовать вторую выставку работ этих талантливых художниц. Чтобы получить этот своеобразный грант в виде рекламы, PR-кампании в СМИ и организованной выставки, творчество художника должно соответствовать определенным критериям отбора. Речь не идет о каких-либо стилистических или исключительно возрастных ограничениях, но работы должны вызвать в зрителях ту самую обратную связь, вынесенную в название проекта. Живопись Ясенева – весьма артистична и совершенно точно отвечает тем требованиям, которые многие украинские бизнесмены выдвигают к покупаемым картинам, чтобы затем украсить ими интерьеры своих домов. Сюжеты представленных работ варьируются от натюрмортов (с фруктами, бутылкой или желтым графином) до сцен из жизни Карибских островов, которые занимают особое место в жизни художника. Олег не единожды побывал там, и каждый раз получал колоссальный заряд вдохновения. Картины Ясенева можно отнести к модернистской живописи, тем более, что они чем-то неуловимо напоминают наброски Кокто, которыми этот легендарный французский деятель искусств начала ХХ столетия украшал свои литературные произведения. В любом случае, можно утверждать, что пока в Киеве выставки, организованные деловыми людьми, обычно представляют спокойную, элегантную живопись, соответствующую классическим представлениям о прекрасном. Выставка живописи Олега Ясенева продлится до 28 января в Национальном художественном музее Украины по адресу ул. Грушевского, 6, тел. 228-7454. |
ВЫСТАВКИ 335 известных личностей пережили тайны перевоплощения, став участниками проекта фотохудожницы Екатерины Рождественской «Частная коллекция» для журнала «Караван историй». В Украинском доме открылась выставка фотопортретов Екатерины Рождественской. На ней представлено 140 работ, выполненных в технике компьютерной печати на подкрашенном красками холсте, на которых запечатлены известные российские политики, актеры, музыканты, звезды шоу-бизнеса, писатели, телеведущие. Идея «Частной коллекции» в том, что все фотопортреты выполнены по образцу известных живописных полотен, старинных гравюр, обложек журналов начала XX века. Например, портрет Льва Лещенко повторяет картину П. Федотова «Утро чиновника», портрет Ефима Шифрина – картину М. Врубеля «Пан», Валерия Меладзе – картину М. Орешникова «Портрет И. В. Сталина», а Георгия Остера – хрестоматийную картину И. Бродского «Ленин в Смольном». В образе Петра Чайковского представлен Владимир Спиваков, Александр и Михаил Ширвиндты – герои картины Репина «Иван Грозный убивает своего сына», Владимир Жириновский – тоже перевоплощается в Ивана Грозного, а Филипп Киркоров – в Петра Первого. Все работы в экспозиции сопровождаются небольшой репродукцией того произведения, которое легло в основу данного портрета, с указанием автора и названия. Сама автор, Екатерина Рождественская, дочь поэта Роберта Рождественского, говорит об этом проекте с некоторой долей иронии: «Это игра, которую я сама придумала. Впала в детство и до сих пор играю. Почему пришла с этой идеей в «Караван»? Потому что мой муж – издатель журнала». За время этой «игры», начавшейся в 1999 году, героями ее фотокартин стали 335 знаменитостей. Замечательной идеей, талантливой забавой назвал эту выдумку режиссер Эльдар Рязанов: «Старинные портреты оживают благодаря сходству, умело подчеркнутому с помощью грима, костюма, мимики и антуража. Когда меня пригласили поиграть в Рембранта ван Рейна я был поражен, как легко и профессионально работает Катина команда. Как быстро, слаженно и интеллигентно помогают перевоплотиться. И у модели, по себе знаю, начинает бурлить фантазия». А Людмила Гурченко, снявшаяся для проекта в пяти разных образах, призналась, что благодарна Екатерине Рождественской за то, что та дала ей возможность «сыграть несыгранные роли»: английскую королеву с картины Кетеля, вангоговскую любительницу абсента, лотрековскую вульгарную девицу из кабаре. Но «Частная коллекция» – это не механическое перенесение портретов современников на известные картины мастеров прошлого. Проект вылился в целую культурную философию – здесь и лицедейство, и карнавальные элементы, и масса юмора, и возможность подглядеть за «детскими играми великих». Екатерина Рождественская развивает самые актуальные тенденции современного фотоискусства, делает то, на что не хватает смелости современным художникам, считает директор московского дома фотографии Ольга Свербилова. Переодевания и метаморфорзы – это художественный ход таких культовых фотографов, как французы Пьер и Жиль, Беттина Реймс, Орлан. И если раньше попытки осовременить классическое искусство встречались критиками в штыки, то сегодня этот прием находится на пике художественного мейнстрима. «Частная коллекция» – не единственный проект Рождественской. В течение 2001-2002 гг. для «Каравана историй» ею были созданы «Реинкарнация», «Ассоциации», «ХХ век», «Родня», «Мечты детства». И хотя «Частная коллекция» – художественный, а не коммерческий проект, но, по словам его автора, прецеденты покупки картин были, и сама Екатерина Рождественская против этого не возражает. Украинским зрителям фотохудожница пообещала, что в этом году и выдающиеся люди Украины попадут в ее «Частную коллекцию», а значит – и в «Караван историй-Украина». Выставка фоторабот Екатерины Рождественской «Частная коллекция» открыта в Украинском доме до 2 февраля. |
ГАСТРОЛИ Памяти любимого актера посвящен спектакль «Андрюша» Московского академического театра сатиры. Все началось с того, что Александр Ширвиндт, близкий друг Андрея Миронова по сцене и по жизни в декабре 2000 года случайно увидел в магазине афишу спектакля «Владимир Высоцкий» и подумал: «А наш Андрей хуже, что ли? Разве он фигура менее мощная, менее значимая для нашего народонаселения.». 8 марта 2001 года состоялось первое представление спектакля «Андрюша» на сцене Московского академического театра сатиры. В этот день замечательному актеру, народному артисту России Андрею Миронову исполнилось бы 60 лет. Спектакль придумали Аркадий Арканов и Александр Ширвиндт. Юлий Ким написал песни. Он строится как день рождения любимого друга и артиста, проработавшего в театре сатиры 26 лет и умершего буквально на сцене в костюме Фигаро. В тот злополучный день 14 августа 1987 года в Риге, во время гастролей театра, на спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», не доиграв последнюю картину, Андрей Миронов потерял сознание и больше уже не пришел в себя. В 60-70-е годы в театр сатиры было не попасть – ходили на Миронова. Его удивительная пластика, импровизации и гипнотическое обаяние завораживали зрительный зал. Критики неоднократно отмечали, что творческий потенциал артиста, безусловно, превосходил сыгранные им роли. О том, что еще мог бы сыграть Андрей Миронов, не оборвись так рано его жизнь, можно только гадать. Но, к счастью, сохранилось то, что он успел сделать: его фильмы, его спектакли, его голос на пленке. Все это используется в спектакле «Андрюша». На огромных видеоэкранах показываются уникальные кинофотоматериалы – фрагменты из спектаклей, фильмов с участием Миронова, фотографии его самого и фото его друзей и партнеров, дочерей, внуков. В спектакле звучат стихи и проза, исполняются песни и танцы. Это спектакль-дивертисмент. Подобные «смешанные» представления очень характерны именно для театра сатиры – с них началась его история более 75 лет назад. Спектакль «Андрюша» – первая постановка Александра Ширвиндта в новом для него амплуа художественного руководителя театра сатиры: «Я хотел бы, чтобы все это было эмоционально старомодно. Этот спектакль – не шоу, не скрупулезное биографическое исследование. Это живая эмоция тех людей, которые его знали и любили». В спектакле «Андрюша» занята вся группа театра: и молодежь и те, кто прожил с ним счастливую театральную жизнь – Вера Васильева, Ольга Аросева, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Нина Корниенко, Алена Яковлева. В конце действа под аплодисменты выходит Георгий Менглет, с которым Миронов работал в театре с 1962 года. Александр Ширвиндт надеется, что спектаклю предстоит долгая жизнь и новые поколения зрителей будут приходить в театр, чтобы узнать о замечательном артисте. И, возможно, они немножко больше будут ценить саму жизнь и своих близких. Спектакль «Андрюша» состоится 31 января и 1 февраля на сцене Театра русской драмы им. Леси Украинки (ул. Б. Хмельницкого, 5, тел. 234-42-23). Начало спектакля в 19.00. Стоимость билетов – от 50 грн. до 600 грн. |
КИНО Недостаток «Двух крепостей» попытался исправить режиссер Питер Джексон – вторая часть «Властелина колец» намного динамичнее и зрелищнее первой. Вторая часть экранизации знаменитой эпопеи Дж. Толкиена стала сенсацией задолго до выхода на экраны. Копии «Двух крепостей» появились в Интернете в первых числах сентября 2002 года – более чем за четыре месяца до официальной премьеры, вызвав переполох в компании AOL Time Warner, владеющей правами на фильм. Warner поспешила заверить, что это невозможно, потому что монтаж еще не окончен и в сети находятся в лучшем случае эпизоды из фильма. Поводы для беспокойства были нешуточные: к работе над фильмом привлечены лучшие специалисты Голливуда с соответствующими финансовыми запросами – продюсеры, операторы, композитор, декораторы, художники по костюмам. А на детальные спецэффекты и реквизит (более 900 костюмов ручной работы, свыше 2000 орудий, 1600 пар ступней и ушей, специально подогнанных под актеров) были потрачены и вовсе умопомрачительные суммы. Общий же бюджет трех частей (окончание трилогии – «Властелин колец: возвращение короля» выйдет 17 декабря 2003 года) составил $300 миллионов. Мировая премьера фильма состоялась 5 декабря 2002 г. в Нью-Йорке. Первые отзывы критиков внушили оптимизм. Все единодушно сошлись на том, что вторая часть лучше первой, даже с учетом очень уж мрачного антуража, зависания некоторых сюжетных линий и несколько вольного отношения к оригиналу. Последнее легко можно оправдать и даже сказать создателям фильма отдельное спасибо. У Толкиена во второй части герои ведут длинные диалоги, поэтому режиссер Питер Джексон поступил вполне ожидаемо, сделав акцент на батальных сценах. Отмечены были также более зрелая по сравнению с первой частью актерская игра и безупречные пейзажи. Опять же, в соотношении с «Братством кольца» уменьшилась удельная доля компьютерной графики, уступившей место реальным макетам в натуральную величину. Зато появились два новых виртуальных персонажа, такие как Древень и Голлум. Уже после премьеры вдруг разразился скандал вокруг названия фильма. Более 3 тысяч человек подписали Интернет-петицию, обвиняющую создателей картины в попытке нажиться на трагедии сентябрьского теракта в Америке. Джексон уже подумывал о смене названия, однако в итоге счел невозможным «править» классику. Кроме того, небоскребы ВТЦ именовались «башнями-близнецами», а не «крепостями». Теперь собственно о фильме. Это продолжение эпического похода Фродо Бэггинса, который должен уничтожить кольцо власти, хранящее силу черного властелина Саурона. Братство кольца распалось, и в то время, как Фродо и Сэм пробираются к Мордору, их друзья, пройдя через многие опасности и приключения, вступают в решающий бой с магом-предателем Саруманом. Поклонники Толкиена это все и так прекрасно знают, а вот имеющие смутное представление об оригинале и пропустившие «Братство кольца» могут чувствовать себя в кресле неуютно: один из немногих запрограммированных недостатков «Двух крепостей» в их «серединной» позиции – многие сюжетные линии не имеют ни начала, ни конца. Впрочем, Джексон предусмотрел такую опасность: он пытается всячески отвлечь внимание зрителя от подробностей сюжета с его философским наполнением и делает акцент на ключевые образы, которые выписаны четко и ярко. Ведь «Властелин», как бы ни относились к этому толкиенисты, коммерческий проект со всеми вытекающими отсюда последствиями. Причем далеко не худшими. Только первая часть трилогии «Братство кольца» в мировом прокате принесла $860 млн. Каждый из двух других фильмов, по оценкам экспертов, принесет не меньше, а планируемые кассовые сборы от всех трех частей – $3 млрд. Скоро на видео должна появиться и специальная, удлиненная на полчаса, версия шедевра, работа над которой была не менее кропотливой, чем над прокатным вариантом. В украинском прокате «Властелин колец. Две крепости» смотрите с 23 января в кинотеатрах «Украина», «Кинопалац», «Киевская Русь», «Баттерфляй», «Киев». |