Сорок одна уникальная икона из собраний музея Ивана Гончара, галереи «Родовiд»

ГАЛЕРЕИ

Сорок одна уникальная икона из собраний музея Ивана Гончара, галереи «Родовiд», а также черкасского коллекционера Николая Бабака представлена на выставке «Славiмо Його!» (сюжеты Рождества и Недремлющего Ока). Иконы датируются XVII-началом XX в.

Образ младенца Иисуса объединяет в этих работах две темы: Рождества и Недремлющего Ока, которые по смыслу и настроению принципиально различны. Если Рождество ассоциируется с темой детства, с ощущением радости и открытости всему миру, присущими этому безоблачному периоду жизни, то Недремлющее Око – образ трагический и тревожный.

Происхождение его связано с евангельским сюжетом, рассказывающим, как малолетний Иисус, который шел с матерью из Иерусалима в Назарет, прилег отдохнуть, и пока он спал, Марии явились два ангела с атрибутами будущих страданий ее сына. Эти атрибуты – крест, чаша, плащ-багряница, терновый венец, гвозди, молоток, копье, лестница – так или иначе присутствуют на иконах, выполненных неизвестными народными мастерами в жанре наивной живописи. Такая икона далека от канонической. Изображение украшено цветами, орнаментами, на иконах обычные «будничные» лица Марии, ангелов, святых, на некоторых работах Иисус одет в украинскую вышитую сорочку.

С одной стороны, Недремлющее Око – переосмысление иконописцами образа Христа в подобии льва, символизирующего недреманность Божьего Духа. По преданию лев спит с открытыми глазами или хотя бы с одним открытым глазом, поэтому на некоторых иконах приоткрыт глаз и у спящего младенца. С другой стороны, недреманность передается как внутреннее прозрение, видение Христом-младенцем своей трагической смерти, духовное видение и осмысление им всего сущего. Образ Недремлющего Ока считается достаточно редким в украинской иконографии. Так, в Музее украинского искусства хранится всего несколько подобных работ. Поэтому четыре десятка икон, собранных в галерее «Родовiд», – событие в своем роде уникальное, которое будет интересно всем, кто увлекается как христианской мифологией, так и истоками украинской живописи.

Выставка «Славiмо Його!» работает в галерее «Родовiд» по адресу ул. Январского восстания, 29, до 31 января 2003 года с 10.00 до 19.00, без выходных.

ГАЛЕРЕИ

Рама как произведение искусства – именно так можно охарактеризовать философию новой киевской «Галереи рам».

Открывшаяся в конце прошлого года «Галерея рам» – явление для Киева крайне своевременное, поскольку уже сформировался определенный круг коллекционеров, заинтересованных в качественном оформлении картин. Идею «Галереи рам» можно назвать новаторской, поскольку впервые в Киеве рамы стали предметом специализации именно галереи, а не мастерской. «Галерея рам», по сути, больше напоминает элитарный салон, где в спокойной обстановке посетитель может выбрать багеты для оформления картины. Таким образом, к рамам в галерее относятся, как в иных галереях к самим живописным произведениям – пусть здесь и нет четкой экспозиции, но именно вокруг багетов выстроено пространство.

По словам владельца галереи Андрея Соломенко, рама является неотъемлемым продолжением картины. На самом деле культура оформления работ – совершенно особая статья интереса коллекционеров и людей, профессионально занимающихся искусством. Модный киевский художник Геннадий Гутгарц, например, вообще никогда не выставляет свои работы без рам, подбором которых занимается самостоятельно. В противном случае свои работы художник считает просто незавершенными. Хотя дизайн рам, безусловно, напрямую связан с дизайном интерьера, первейшей ошибкой является подбор рамы непосредственно под интерьер, а не под картину. Ведь рама может как «продолжить» работу, так и «ограничить» ее, концентрируя внимание на картине либо рассеивая его. В компетентности же консультанта «Галереи рам» Наталии Гончаровой, ранее работавшей в галерее «Л-Арт», можно быть уверенным – чрезвычайно редко встречается даже у профессионалов такая мера вкуса и умения тонко и гармонично соединить несколько видов багета при оформлении одной работы.

Отдельного упоминания заслуживают выставки, проходящие в галерее, которые можно объединить под общим названием «Старожилы украинского искусства». При этом особую роль играет тот факт, что все выставки персональные, а не групповые, поскольку в таком случае сохраняется определенная камерная атмосфера, являющаяся отличительной чертой галереи.

В эти дни в «Галерее рам» экспонируются работы Виктора Бабенцова, который стал в свое время известен как прекрасный маринист. Художник, перешагнувший порог восьмидесятилетия, продолжает творить – среди представленных на выставке картин много новых работ. Более того, некоторые картины экспозиции уже проданы. По-видимому, среди украинских коллекционеров по-прежнему достаточно высок интерес к реалистической живописи советского периода. К тому же в течение девяностых годов прошлого столетия многие работы классиков соцреализма разошлись по частным коллекциям (в том числе и зарубежным), и сегодня оставшиеся картины представляют большую ценность.

«Галерея рам», ул. Михайловская, 22, оф. 2, тел. 2295621 (о предстоящем визите желательно сообщить заранее).

Выставка Виктора Бабенцова продлится до 15 февраля.

ГАЛЕРЕИ

Впервые украинский куратор работает над международным проектом, который по значимости для мирового процесса современного искусства и, что немаловажно, по уровню освещения масс-медиа уступает лишь Венецианскому биеннале.

В конце прошлого года был объявлен список кураторов знаменитого европейского биеннале современного искусства «Манифеста». Прошлогодняя «Манифеста» проходила во Франкфурте-на-Майне, а в 2004 году крупнейшую художественную выставку примет Сан-Себастьян, популярный туристический центр Страны басков (Испания).

Кураторами следующей «Манифесты-5» стали украинско-американский куратор Марта Кузьма, итальянский арт-критик и куратор Массимилиано Джиони и куратор из Финляндии Паула Топпила (впрочем, вскоре стало известно, что по личным причинам Паула не сможет принять участие в работе над «Манифестой»).

С 1993 по 1999 гг. Марта Кузьма, американка украинского происхождения, была директором киевского Центра современного искусства Сороса, а затем директором Галереи ЦСИС. Именно с нею связывают выход украинского contemporary art на совершенно иной этап, поскольку ранее современные украинские художники были известны почти исключительно за границей, в то время как на родине современное искусство предпочитали не замечать как зрители, так и журналисты. Немаловажными оказались также внушительные финансовые гранты, которые удалось получить Марте Кузьме на проведение художественных проектов.

По словам Марты, не последнюю роль в ее назначении куратором столь масштабного события в мире современного искусства сыграла ее работа в 1994 году над одним из этапных проектов украинского contemporary art «Алхимическая капитуляция». Местом проведения выставки был военный корабль «Славутич», на всей площади которого экспонировались работы Ильи Чичкана, Арсена Савадова, Олега Тистола, Сергея Браткова, Александра Гнилицкого и других украинских художников. Рецензии и репортажи с места проведения «Алхимической капитуляции» были опубликованы на полосах крупнейших мировых изданий, в том числе New York Times и Wall Street Journal.

В настоящее время госпожа Кузьма вместе со своим коллегой господином Джиони разрабатывают общую концепцию биеннале, поэтому говорить об именах художников, которые будут приглашены, пока рано. Что касается участия в «Манифесте» художников из Украины, то Марта, известная своей глубокой и искренней любовью к современному украинскому искусству, обещает, что в рамках «Манифесты-5» украинские авторы участвовать будут.

Залишити відповідь