Любовь в неприглядной оправе быта – такова трактовка режиссера спектакля «Женитьба»

ТЕАТР

Любовь в неприглядной оправе быта – такова трактовка режиссера спектакля «Женитьба» Юрия Одинокого знаменитой истории о якобы женитьбе надворного советника Ивана Кузьмича Подколесина на купеческой дочке Агафье Тихоновне (Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра.)

Полухлев-полузамок. Грубо сколоченная мебель. Везде убожество, пыль и остатки былой роскоши. Яркие образы героев, созданные актерами, оригинальный бесшабашный юмор – все это оставляет от спектакля некое «послевкусие». Фейерверк фантазии режиссера и сценографа демонстрируют зрителям, что в убогости декораций есть своя нарочитая прелесть.

Комедия Гоголя украшена самыми незамысловатыми интермедиями. Отрезанное Степаном во время утреннего бритья ухо барина, все время ускользающая рюмка с водкой, живая черная курица, принесенная Степаном в качестве завтрака, улепетывающая со сцены. Сваха, вещающая каким-то неестественно высоким голосом и на глазах превращающаяся то в сгорбленную немощную старуху, то в статную красавицу в великолепных светских нарядах. Гоголевскую пьесу можно играть так, как играли испокон веков – как комедию характеров. Степень их обрисовки каждый театр волен выбирать по вкусу. Именно такой спектакль в спектакле поручен тройке неудачливых женихов. Каждый из них сгущен до карикатуры. К их группе примыкает сваха со своими голосовыми упражнениями. В отличие от них паре Агафья Тихоновна-Подколесин поручена иная составляющая спектакля – лирическая, грустная история.

Когда-то давно в Театре на Малой Бронной Анатолий Эфрос открыл, что смешную комедию Гоголя, имеющую подзаголовок «Совершенно невероятное событие», можно играть как печальную историю о маленьких одиноких людях, которых призрак счастья вдруг поманил, но очень скоро бросил. Владимир Горянский и Дарья Лобода примерно эту же тему и играют. Примерно – потому, что лирика в «Женитьбе» Юрия Одинокого оставлена в робких набросках и разводах. И только в финале, когда все вроде бы уже закончилось, и незадачливый жених все-таки выпрыгнул в окно, на краю сцены, как на краю света, Агафья Тихоновна настигает его и… обнимает. Прижимает к себе, как дитя малое – неразумное. Так и застывают они, неким символом пронзительной, невысказанной нежности. Между слабовольным Подколесиным и Агафьей Тихоновной проскочила-таки искра, но поджечь сырой материал не смогла, вспыхнула и погасла. Подколесин робеет, не решается распахнуть душу для существа постороннего, непонятного, доверить ему свое сердечное спокойствие. Персонаж Горянского – это взрослый ребенок. Подарили ему птичку в клетке, вот он и радуется. Угостила барышня конфеткой – безмерно счастлив. Но вот взрослеть ему никак не хочется. Мир взрослых пугает его. Не зря в самом начале он спит как младенец, свернувшись калачиком и с головой укутавшись одеялом. Таким образом он как бы прячется от всего, что его окружает: грязи и пошлости квартиры, в которой живет, наглости Степана, бесцеремонности Кочкарева, двусмысленностей, отпускающихся Феклой Ивановной. Такому Подколесину не жена нужна, а мамка, чтобы только жалела.

Впрочем, спектакль не только об этом. Под спудом блестяще разыгрываемой истории сокрыты неочевидные на первый взгляд сакраментальные вопросы: что же это за люди такие, что за народ? Почему, откуда эта детская непосредственность, эта бездумность в поступках, это желание чего-то эдакого, а чего именно – неизвестно? И почему над всем этим – Божье благословение? Говорят, что если иные народы – дети Бога, то славяне – внуки Его…Что ж, очень даже может быть, если вспомнить, что никого так не балуют, не пестуют и не наказывают, как внуков.

Недаром над всем этим висит целый ряд икон. Пыльных, несколько невыразительных, и поэтому таких знакомых и родных. Все, как в жизни.

Cпектакль «Женитьба» – 10, 24 января и 6, 18, 22 февраля. В Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра по адресу Броварской проспект., 25 (начало в 19.00.)

ГАЛЕРЕИ

Выставкой живописи Сергея Гая открылась двухлетняя программа Центра современного искусства «Совиарт» «Украинские художники – банкам, корпоративным коллекциям».

Цель программы – познакомить деловую элиту Украины с современными авторами. Причем организаторами программы особый акцент делается на эффективном вложении капиталов (в случае приобретения работ), поскольку картины представленных авторов заявлены как конкурентоспособные на мировом арт-рынке. Принцип отбора художников, чьи выставки будут представлены в течение ближайших двух лет, достаточно прост – это авторы, занимающие первые ряды национального арт-рейтинга, разработанного и издаваемого опять же «Совиартом». Однако точный список художников пока не определен и вряд ли определен будет, так как эта часть программы находится в состоянии перманентной изменяемости. Что же касается собственно работ, представленных на выставке, то, по-видимому, они призваны настроить коммерсантов на благосклонный лад по отношению к современному искусству. Ничего радикального, ничего провоцирующего, ничего шокирующего. Действительно, было бы странным предложить людям, в большинстве своем ежедневно не сталкивающимся с процессами contemporary art, начать знакомство с современными художниками со скандального «Китайского эротического дневника» Влады Ралко или же с полотен Александра Ройтбурда. Поэтому фраза из официального пресс-релиза о том, что наряду с инвестиционным интересом, работы, которые будут представлены в рамках программы «Украинские художники – банкам, корпоративным коллекциям», еще и могут служить изысканным оформлением интерьеров, весьма актуальна.

Сам Сергей Гай на открытии выставки заметил, что художнику совершенно необходимо внимание общества к его творчеству, и программа хороша уже потому, что это внимание обеспечивает. Интересно, что определенный инвестиционный интерес к творчеству Гая уже есть – в течение последних двух лет художник получал специальную стипендию от коллекционера Сергея Гусовского. Практика столь тесного взаимодействия между представителем деловых кругов и художником для Украины едва ли не уникальная.

Выставка живописи Сергея Гая продлится до 10 января в Центре современного искусства «Совиарт» по ул. Андреевский спуск, 22 а.

ГАЛЕРЕИ

Выставка Андрея Кислова «Другое Рождество», представленная в галерее «Нил», – проект, ярко выделяющийся на фоне заполонившего киевские галереи буржуазно-интерьерного искусства. Причем отнести проект можно с равным успехом как к искусству концептуальному, так и к искусству, чья идея заложена в обращении к сакральным темам.

Религиозная тематика, пусть даже в качестве отправной точки концепции того или иного проекта, не испытывает сегодня особого интереса со стороны contemporary art. И потому вдвойне интересно увидеть действительно оригинальные работы современного автора, сюжеты которых взяты из жизни православной церкви. Не стоит ожидать, впрочем, традиционных тем и художественных ходов, обычно ассоциирующихся со склонным к ортодоксальности во всех аспектах православием. С первого же взгляда на картины Кислова на ум приходит имя одного из божеств современного искусства, ставшего мифическим персонажем уже при жизни, – Йозефа Бойса. Налицо явные симпатии автора к бойсовской графике – ватман, тушь – инструментарий художника при обращении к такой достаточно сложной теме, как жизнь священнослужителей, был ограничен им самим. Более того, концепция проекта, видимо, была настолько четко продумана, что автор решил вести процесс его воплощения в максимально аскетичных условиях – все работы были написаны за день до открытия выставки. И все они – результат импровизации, поскольку Кислов никогда заранее не чертит наброски своих картин.

И в результате мы увидели другое Рождество, странное Рождество. Рождество с изнанки, глазами тех людей, которые не размышляют о религии, а живут в ней, стремясь свести свою жизнь к символу, внутри веры. Возможно, такое Рождество вселяет чувство неуверенности, или даже испуга. Но при всем желании назвать Кислова художником-маргиналом нельзя. «Другое Рождество» – исключительно аристократичная выставка.

Выставка Андрея Кислова «Другое Рождество» продлится до 7 января в галерее «Нил» по адресу ул. Костельная, 10.

КНИГИ

Украиноязычные интеллектуалы являются читателями книг издательства Соломии Павлычко «Основы», которое в декабре прошлого года отметило свое десятилетие.

Самые смелые и радикальные работы западных авторов предлагает своим читателям издательство Соломии Павлычко «Основы». Со дня основания издательство неизменно придерживается стратегической цели – переводить на украинский и печатать лучшие в мире книги по философии, истории, науке, политике, экономике, менеджменту, социологии, а также издавать классику мировой литературы, произведения отечественных писателей, поэтов, литературоведов, ученых.

Конечными потребителями продукции «Основ» являются все те, кто стремится получать информацию о мировом культурном мейнстриме из первых рук. Угодить читателям такого уровня непросто, поэтому над переводом и изданием книг трудится творческий актив, состоящий из известных переводчиков и научных работников. Нынешний авторитет «Основ» формировали С. Павлычко, Б. Кравченко, О. Логвиненко, В. Мусиенко, В. Овсиенко, П. Таращук, В. Шовкун, А. Содомора, И. Дзюб, А. Мокровольский.

За десять лет существования издательство выпустило около 350 книг общим тиражом почти миллион экземпляров. Среди них – переведенные на украинский произведения Платона, Аристотеля, Макиавелли, Стендаля, Мопассана, С. Цвейга, Юкио Мисимы.

К этому созвездию шедевров нужно добавить прекрасно изданный мировой бестселлер выдающегося английского историка, профессора Университета Лондона Нормана Дейвиса «Европа. История», получивший гран-при на всеукраинском форуме издателей во Львове. Книга Д. Наливайко «Глазами Запада» награждена Национальной Шевченковской премией. В 2000 году «Странствование по святым местам Востока» В. Григоровича-Барского была признана лучшей книгой года, а сами «Основы» дважды назывались лучшим издательством в Украине. Издательство активно сотрудничает с Международным фондом «Вiдродження», отделом печати, образования и культуры посольства США в Украине, издательскими программами посольств Австрии, Германии, Франции, Швейцарии, Национальной библиотекой Украины им. В. И. Вернадского, Центральной парламентской библиотекой, Национальным университетом «Киево-Могилянская академия», Киевским и Львовским национальными университетами. Каталог издательства каждый год пополняется переводами современных исследований западных авторов, профессоров известных университетов мира. Кроме того, «Основы» сотрудничают с 30 западными издательствами.

Издательство Соломии Павлычко «Основы» старается создать вокруг себя атмосферу творческого поиска и постоянного обновления и не боится издавать даже самые неоднозначные, пользующиеся скандальной славой произведения. В последнее время были опубликованы такие смелые, радикальные работы, как «Сексуальная политика» Кейт Миллет, в которой поднимаются проблемы патриархата и анархического феминизма. «В плену консервативной утопии» А. Валицкого, который рассматривает культурно-исторический путь России в контексте мифотворчества; «Ориентализм» Э. Саида – оригинальный анализ западного восприятия реалий восточного мира; «Коммунизм и национализм» директора Института украиноведения Гарвардского университета Р. Шпорлюка, исследование «Свобода и террор в Донбассе» преподавателя истории Блумингтонского университета (США), японца по национальности Г. Куромии, в ходе которого автор приходит к неожиданному выводу: «Донбасс был пристанищем для всех, кто бежал от закона…».

Среди произведений, вышедших в издательстве в последнее время – «Про глобализацию» Дж. Сороса, в котором известный американский финансист, представитель глобалистской элиты, рассуждает о перспективах глобализации; «Эстетическая теория» – последняя большая работа выдающегося немецкого философа середины прошлого века Т. Адорно, которую сам автор рассматривал как итог всей своей творческой жизни; сборник «Про фотографию» одной из самых известных и почитаемых американских писательниц, автора многих художественно-публицистических очерков С. Зонтаг; автобиографический роман «Фердидурке» и «Дневник» поляка В. Гомбровича, прожившего большую часть жизни в Латинской Америке и во Франции, а также произведения основательницы издания С. Павлычко «Феминизм» и «Теория литературы».

В дальнейших планах «Основ» – новые издания классических и современных научных текстов: в скором времени появятся исторические работы Р. Конквеста и А. Грациози, работы Ж. Бодрияра, Ж. Деррида, Ю. Кристевой, М. Фуко, художественные тексты Э. Хемингуэя.

Залишити відповідь