В этом году предприятиям придется потуже затянуть пояса – свежие налоговые законы ужесточают фискальное давление на бизнес

В последнюю неделю ушедшего года парламент разродился сразу тремя налоговыми законами: «О внесении изменений в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения», «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий». Кроме того, на полгода было отсрочено вступление в силу нового Таможенного кодекса. Очевидно, депутаты были движимы отнюдь не любовью к налогоплательщику. Без этих законов было бы невозможно выйти на запланированные в бюджете-2003 показатели доходной части. Новации, заложенные в документах, принесут казне дополнительно 2,3 млрд. грн.

Впрочем, фискальный пресс мог бы оказаться еще солиднее, если бы народные избранники приняли альтернативные проекты законодательных изменений, внесенных на рассмотрение Верховной Рады правительством. Скажем, Кабмин предлагал продлить срок возврата «внутреннего» НДС до 12 месяцев, ввести добровольную реструктуризацию просроченного бюджетного возмещения на три года, ужесточить порядок выдачи налогового векселя. Не менее драконовские нововведения были предусмотрены правительством и для налога на прибыль, акцизного законодательства. В целом кабминовские проекты могли бы вытащить из карманов налогоплательщиков дополнительно около 5 млрд. грн. Однако после совместных консультаций профильному комитету ВР удалось достичь разумного компромисса с исполнительной властью: Кабмин поддерживает депутатские законопроекты в обмен на введение временного, до 1 января 2004 года, повышения акциза на некоторые виды бензина и отсрочку вступления в силу части новых норм закона о налогообложении прибыли предприятий.

Налог на прибыль станет «легче» через год

Комитет ВР по вопросам финансов и банковской деятельности сдержал свое обещание. Ветированные президентом поправки к закону о налогообложении прибыли предприятий при повторном рассмотрении не претерпели существенных изменений. «По своей идеологии закон не отличается от предыдущей редакции, принятой Верховной Радой. Найдены были иные, компромиссные формулировки некоторых основополагающих терминов. Наиболее жаркие споры велись вокруг определения обычной цены. Ведь только одна формулировка этого понятия, предложенная ГНАУ, способна была увеличить доходную часть бюджета на 1 млрд. грн. Мы посчитали неприемлемым предоставление низовому налоговому инспектору права определять правильность указанной стоимости контракта. Но при этом дополнили соответствующую статью следующим: если справедливую рыночную цену товара невозможно определить, руководствуясь критериями, выписанными в законе, необходимо использовать принципы, заложенные в национальных стандартах бухгалтерского учета. В любом случае налоговики должны будут доказывать необоснованность примененной контрагентами обычной цены в судебном порядке. Кроме того, комитету пришлось расширить перечень Переходных положений закона», – пояснил заместитель председателя комитета Сергей Терехин.

В этом году предприятиям еще придется уплатить авансом налог за январь, а затем – за октябрь и ноябрь. Сделано это было с тем, чтобы для бюджета стал менее болезненным предусмотренный законом переход предприятий с месячной на поквартальную уплату этого налога. Компромисс был достигнут и по поводу переноса убытков: для убытков, задекларированных до вступления в силу закона, будет применяться отдельный учет и отдельный срок погашения – три года с момента их появления. Оставшаяся после этого срока сумма уже не сможет переноситься на следующие налоговые периоды. Кроме того, нормы закона, которые устанавливают новые ставки амортизационных отчислений для основных фондов 2 и 3 групп, понижают до 25% ставку налога на прибыль и дают возможность относить 100% затрат на обеспечение основной деятельности объектов социальной сферы к валовым расходам, начнут действовать только с 2004 года. Так что полностью изменить налоговое планирование с учетом нового закона предприятия смогут лишь через год.

Акцизные новации

Ради наполнения бюджета законодателю пришлось пожертвовать интересами производителей, импортеров и продавцов подакцизных товаров. С нового года установлена единая ставка для всех видов бензинов. Если в прошлом году производители моторных смесевых бензинов уплачивали акциз по ставке EUR30 за тонну, то теперь им придется выкладывать вдвое больше. Инициаторы новации побоялись, что отечественные НПЗ поголовно перейдут на производство высокооктановых бензинов и недоплатят бюджету около 730 млн. грн. Действительно, в подобных предположениях есть своя логика. Взять хотя бы показатели деятельности ЗАО «ЛИНОС», на которое приходится около половины всего отечественного производства бензинов. Если в первом квартале прошлого года предприятие отгрузило «Тетерев-Нафте» для производства смесевых бензинов 21,5 тыс. тонн бензинов (2,6% от общего объема произведенного продукта), то уже в октябре – 160 тыс. тонн (92%) (данные взяты из пояснительной записки к проекту Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения»). Непонятно одно: если законодатель действительно хотел перекрыть возможную схему уменьшения уплаты акциза НПЗ, то почему уравнивание акцизных ставок будет действовать только год?

Сомнительно выглядит и положение об отмене «акцизных каникул» для украинских автопроизводителей (ранее им было предоставлено право не уплачивать этот сбор до 1 января 2007 года). Действительно, предоставленные льготы диссонировали с природой акцизного сбора, являющегося налогом на потребление. Да и международное сообщество беспрестанно напоминало о необходимости установить равные условия ведения бизнеса для импортеров и производителей. К тому же упомянутые изменения дадут бюджету еще 90 млн. грн. Единственная загвоздка состоит в том, что теперь конкурентоспособность продукции отечественного автопроизводителя упадет до нуля.

Наконец, закон о налоге на добавленную стоимость был откорректирован следующим образом: предприятия, работающие в свободных экономических зонах, уже не смогут пользоваться предоставленными им преференциями по НДС при ввозе и продаже подакцизных товаров. Тут уже с законодателем спорить трудно – ввоз подакцизных товаров через СЭЗы был одним из наиболее распространенных и не менее очевидных способов минимизации уплаты обязательных платежей.

С Таможенным кодексом решено повременить. 200 млн. грн. – дороже…

Комитет ВР по вопросам финансов и банковской деятельности также поддержал предложение правительства ввести в действие Таможенный кодекс (ТК) не с 1 января 2003, а на полгода позже. Поскольку ТК базируется на международно-правовых актах и законодательстве ГАТТ/ВТО, его действие спровоцирует изменение отечественных профильных нормативов. В частности, не должны будут взыскиваться таможенные сборы во время таможенного оформления товаров. А это в свою очередь приведет к существенному уменьшению поступлений в госбюджет, которые обеспечиваются таможенной службой. В частности, только перенос даты вступления в силу этого документа на шесть месяцев, по подсчетам правительства, обеспечит дополнительные поступления в бюджет в размере 200 миллионов гривен.

Отсрочка вступления в силу ТК проходила под благовидным предлогом: значительное количество статей кодекса предусматривают внесение изменений в соответствующие законодательные акты, что требует определенного времени для их обработки и восприятия, в первую очередь – участниками внешнеэкономической деятельности и гражданами, которые вступают в таможенно-правовые отношения. Так что для создания благоприятных условий для всех участников ВЭД с кодексом и вправду лучше повременить. В погоне за бюджетным наполнением Верховная Рада не стала прислушиваться к аргументам отдельных депутатов, которые настаивали на том, что действие ТК уже с начала этого года не уменьшит, а наоборот, увеличит поступления в казну. Ведь документ упорядочивает уплату обязательных платежей при таможенной очистке товаров. Как бы там ни было, но субъектам ВЭД придется еще шесть месяцев платить таможенные сборы, которые уже не платят в цивилизованных странах.

Залишити відповідь