Среди отечественных экспортеров грядет размежевание: поддерживаемый правительством бизнес потянется на Восток, «оппозиционный» – на Запад

За прошедший год структура открытой национальной экономики сохранилась без изменений. Как и в предыдущие годы, экспорт составляет до 2/3 ВВП и свыше половины от производимого ВВП приходилось на импорт. Хотя еще не получены окончательные данные о состоянии внешней торговли за год, эксперты зафиксировали, что Украине, с одной стороны, удалось диверсифицировать внешние рынки сбыта и тем самым вернуть достигнутые в 2001 году темпы роста экспорта на уровне 6%. Однако с другой – диверсификация никоим образом не нарушила рейтинг стран-основных торговых партнеров и тенденций наращивания экспорта в развитые государства дальнего зарубежья. Чего же экспортерам ожидать от наступившего года? Общеизвестно, что мировая экономика выздоравливает, но не так быстро, как хотелось бы. Эта точка зрения вновь прозвучала под занавес 2002 г. в докладе Мирового банка «Глобальные экономические перспективы». «Оздоровление оказалось неустойчивым и неравномерным», – заявил Николас Стерн, главный экономист Мирового банка. Согласно прогнозу темп экономического роста развитых стран в среднем составит 2,1%, что соответствует оценкам других международных исследовательских организаций. Экономический рост в развивающихся странах ожидается более быстрый – в среднем 3,9%. При этом разброс по регионам огромен. Лидеры роста – страны азиатско-тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии, с показателями соответственно 6,1% и 5,4% в среднем, сильно опережают Латинскую Америку с показателем 1,8%. В настоящий момент украинские экспортеры находятся «на перепутье»: делать ли ставку на новые, но бедные рынки, или же любой ценой стремиться на богатые, но пресыщенные. Понятно, что при прочих равных условиях экономическое положение отдельных стран или регионов может оказаться решающим при выборе модели экспортного поведения. Да и в целом прогноз украинского экспорта и ВВП достаточно сильно зависит от экономической ситуации в этих странах, в конечном счете обусловливающей их спрос на отечественный импорт.

Без политической поддержки на российские рынки пробиваться все труднее

На сегодняшний день Россия сохраняет лидерство среди основных торговых партнеров Украины. Вместе с тем доля отечественного экспорта в РФ постепенно снижается – с 22% в 2001 г. до 17% за 10 месяцев прошлого года. Что любопытно, украинский экспорт в остальные страны СНГ вырос с 26% до 31% (динамика и качество роста в странах СНГ на несколько лет отстает от РФ, поэтому-то украинским экспортерам и удалось продать им то, что в России спросом уже не пользуется). Но внешнеэкономические связи с Россией не ограничиваются торговлей. Минувший год отмечен ростом производственной и финансовой кооперации, увеличением контактов на политическом уровне с перспективой учреждения крупных проектов. В этой связи логично, что для отечественных производителей жизненно важными являются вопросы: каковы нынешние акценты в российской экономической политике, по-прежнему ли будет РФ заинтересована в украинских товарах (и каких именно), сохранятся ли такими же цены на российский (в основном энергетический) экспорт?

Если полагаться на оценки российского министра экономики Германа Грефа, то экономический рост России прошлых двух лет базировался на благоприятной внешней конъюнктуре, которая стала генератором внутренних инвестиций (ставших к тому же средством платежа за украинский импорт). Вторым фактором роста был высокий потребительский спрос. «Подъем в экспортных отраслях стягивал на себя заказы в металлургии и дальше по цепочке в других отраслях», – резюмирует Г. Греф. Продолжение экономического роста, повышение уровня монетизации экономики логически привели к росту кредитных рейтингов России и началу процесса признания ее страной с рыночной экономикой. В частности, международное рейтинговое агентство S&P объявило 5 декабря прошлого года о повышении долгосрочного кредитного рейтинга России в иностранной валюте до «ВВ» с «ВВ-» и долгосрочного рейтинга в местной валюте до «ВВ+» с «ВВ-». Прогноз обоих рейтингов – стабильный. Одновременно с этим S&P подтвердило краткосрочные рейтинги России в иностранной и местной валюте на уровне «В». Мотив решения S&P прост: агентство приветствует «сохраняющуюся приверженность руководства РФ к разумной политике, которая отличается предсказуемостью в финансовой сфере и повышает вероятность того, что ответственный подход к экономической политике сохранится на фоне продолжения политических реформ». S&P заявило, что повышение на две ступени долгосрочного рейтинга России в местной валюте отражает существенные системные изменения в работе налоговой системы РФ: «Способность федерального правительства собирать налоги значительно выросла в последние годы, сократив вероятность дефолта по рублевым долгам».

Российские аналитики тем не менее более критичны. Они считают, что РФ пока не дотягивает до «нужного» инвестиционного рейтинга вследствие высоких рисков, связанных прежде всего с наличием структурных проблем, а это – неопределенность перспектив трансформирования естественных монополий, сырьевая направленность экономики, слабость управленческих технологий и отсутствие элементов национальной инновационной системы, являющейся важнейшим фактором конкурентоспособности. Впрочем, несмотря на подобные оценки, в ближайшие два года состояние российской экономики будет определять слово «стабилизация». Накануне парламентских и президентских выборов власти не допустят кризиса и побоятся проводить основные реформы (банковскую, пенсионную, жилищно-коммунальную, бюджетную). Вместе с тем власти демонстрируют готовность повышать рентабельность бизнеса: ожидается, что в нынешнем году будут отменены некоторые оборотные налоги, в 2004 г. – отменен налог с продаж. В этом году российские экономисты ожидают изменения базовых составляющих экономического развития страны. «Хотя темпы роста ВВП снизятся незначительно (до 3,9%), соотношение его движущих сил будет иным. Темпы роста инвестиций повысятся до 5,9% и вновь станут опережать темпы роста ВВП. Рост потребительского спроса, который был основным двигателем российской экономики, резко ослабнет», – так оценивают экономисты смену тенденций. Таким образом, в российской экономике пока сохраняются те же дефекты, что и в украинской. Это сырьевая экспортная направленность и все еще невысокая конкурентоспособность (в результате чего россияне при малейшем увеличении их доходов отдают предпочтение более качественным импортным товарам). Одна из опасностей, подстерегающих российскую экономику в 2003 году, по мнению экспертов, по-прежнему находится в сфере денежного рынка. Приток валюты может либо укрепить рубль и снизить конкурентоспособность промышленности, либо усилить инфляционную угрозу.

Что касается развития перспектив украинского бизнеса в России, то здесь определяющими станут следующие факторы. Интенсивность экономических реформ в РФ на порядок выше украинской, что увеличивает разрыв между российским спросом и украинским предложением. В основе этого разрыва – сравнительная неконкурентоспособность украинского экспорта и увеличивающаяся эффективность российской экономики. Так же, как и в прошлом году, успех многих проектов будет зависеть от «принципиальных» договоренностей на высшем уровне. Иными словами, наличие политической поддержки – едва ли не ключевое условие прибыльности украинских инициатив. В то же время, если украинское присутствие в России станет ограничивать рост местных предприятий и отраслей, то политическую «приоритетность» принесут в жертву российскому протекционизму (вспомним перипетии с «трубными» квотами и пр.). В итоге 2003 год мало чем будет отличаться от прошлого. Единственная надежда – межгосударственные проекты, способные дать новую жизнь угасающей производственной кооперации.

Экспорт в Китай будет прирастать участием в китайских госпрограммах

Затягивание рецессии в развитых странах согласно прогнозам международных финансовых организаций минимальным образом отразится на развивающихся рынках. И особенно – на китайском и юго-восточном, которые мало зависят от мировой конъюнктуры. Этим-то и объясняется лидерство азиатских экономик, а также их притягательность для отечественного экспортера.

Экспортная позиция Китая для Украины в минувшем году осталась неизменной. И этот результат можно трактовать как большой проигрыш украинских предпринимателей в конкурентной борьбе за рынки сбыта. По предварительным данным, рост ВВП Китая в 2002 г. составил около 8%. В стоимостных показателях годовой ВВП может превысить $1,21 трлн. По мнению аналитиков, одна из причин экономического роста Китая заключается в крупных правительственных расходах на сооружение дорог, зданий, научные исследования, социальное обеспечение и образование. За период с начала 2002 года правительственные расходы возросли на 17,6% по сравнению с тем же периодом 2001 года. Также росту способствовали возросшая доля экспорта Китая в общем объеме произведенной продукции и значительные инвестиции из-за рубежа. Существенное увеличение доли экспорта было связано с вступлением Китая в ВТО в декабре 2000 года и улучшением условий торговли с иностранными партнерами. Иностранные компании привлекает дешевая рабочая сила и множество потенциальных возможностей снижения производственных издержек своей продукции. Крупная часть иностранных инвестиций в экономику Китая приходится на высокотехнологичные компании – производителей сотовых телефонов (Nokia и Motorola) и автомобилей (Toyota Motor и Nissan).

Нужно заметить, что лишь в конце прошлого года украинские власти (возможно, при содействии россиян) предприняли шаги по активизации внешнеэкономических связей с Китаем. Правда, шаги эти имеют ограниченный радиус действия и связаны с лоббированием украинских товаров и услуг, приобретаемых за счет госинвестиций. Тем не менее для отечественного бизнеса, имеющего доступ под «правительственный зонтик», Китай может оказаться выгодным партнером. Тот же вывод справедлив и в отношении бизнеса, завязанного на военном производстве, особенно трехстороннем (с участием России).

Пока Турция ускоренно модернизируется под стандарты ЕС, спрос на украинские товары падать не будет

Турцию, как и Китай, общемировая рецессия затронет мало. И это крайне важно, поскольку в прошлом году доля Турции в украинском экспорте выросла с 6% до 7,5%. Если же учесть, что рост украинского экспорта происходил в период посткризисной нестабильности в этой стране, то эксперты советуют с особым вниманием отнестись к ее экономическим перспективам. По их единодушному мнению, попытки спрогнозировать экономическое развитие Турции сравнимы разве что с угадыванием лотерейных номеров. В 2000 году многие эксперты называли происходящее в Турции экономическим чудом – объемы производства увеличивались, резко снизились процентные ставки и ослабилось инфляционное давление. Но уже под конец года в стране разразился валютный и банковский кризис. Поэтому в минувшем апреле Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD) прогнозировала, что темпы экономического роста Турции в 2002 году окажутся не выше 2%. Однако по итогам первых трех кварталов прошлого года объем промышленного производства страны увеличился на 8,9%. А в в октябре этот показатель составил 11,8%. Улучшения отмечены во всех секторах экономики, а наибольшие – в промышленном секторе. Особенно «отличилась» машиностроительная отрасль, объем производства в которой возрос в октябре на 39%. Согласно прогнозам JPMorgan, тенденция увеличения объемов производства сохранится, так как все факторы, способствующие росту, остались неизменными – политическая стабильность, резкое снижение процентных ставок, высокий спрос на экспортную продукцию, а также оживление внутреннего спроса. Тем не менее экономика Турции пока еще сохраняет свою уникальность, заключающуюся в комбинации высоких показателей инфляции, высоких темпов экономического роста и огромного дефицита бюджета. В этом году правительство намерено снизить инфляцию в два раза – до умеренных по турецким меркам 35% в год. На сегодняшний день правительство Турции жестко следует программе реформ в рамках европейской интеграции. Значительные улучшения отмечены в отношении фискальной дисциплины и увеличения прозрачности расходных схем госбюджета. После последних выборов снизилась степень политического вмешательства в экономику – основного источника нестабильности в Турции, а также принимаются меры по укреплению позиций ослабленного банковского сектора и либерализации основных рынков страны – сельского хозяйства и энергетики. Сдвинулось с места и решение вопросов либерализации телекоммуникационного сектора и приватизации инфраструктурных предприятий Турции – единственной из 30 стран-членов OECD, сохранившей государственную монополию на эти услуги.

Ввиду позитивных прогнозов экономического развития Турции на нынешний год у украинского экспорта в эту страну сохраняются хорошие перспективы. В то же время предпринимателям следует учесть и наличие ограничений успешной экспансии на турецкий рынок. Стремление Турции в Евросоюз может побудить правительство ввести элементы «политической» дискриминации по отношению к украинским экспортерам с тем, чтобы поспособствовать укреплению связей с ЕС. Кроме того, по мере завершения первичных циклов модернизации промышленности и роста платежеспособности турецкого бизнеса спрос на украинский импорт может уменьшиться как по причине восстановления рентабельности импортозамещающих производств (сигнал этого – начало антидемпинговых расследований по некоторым товарным группам), так и вследствие приоритетности технологического импорта.

Экономического прагматизма в торговле с развитыми странами ожидать не стоит

Торговля с развитыми странами во все времена была индикатором политэкономической успешности того или иного государства. И это закономерно: индустриальные лидеры, владеющие монопольным правом экономического бойкота и поощрения, могут или ускорить, или затормозить экономическое развитие любой из стран «периферии». В минувшем году отечественный бизнес мог в полной мере ощутить горечь этой истины на собственном развитии. Вот только некоторые факты из внешнеэкономической истории Украины прошлого года: отказ США и Евросоюза признать Украину страной с рыночной экономикой, запретительные санкции США на «стальной» импорт, «зерновые ограничения» Евросоюза, отказ МВФ и МБ от кредитных взаимоотношений с Украиной, прекращение финансовой помощи США в связи с «кольчужным скандалом», введение США санкций по рекомендации FATF… Словом, полностью подтвердился прошлогодний вывод-прогноз «&» о том, что торговый успех в Европе и США зависит от качества украинской политики, а не украинских товаров. Своеобразным признанием решающего значения политических провалов прошлого года для улучшения отношений страны с развитыми экономиками стало снятие с повестки дня цели вступления во Всемирную торговую организацию уже в 2003 году: с легкой руки министра экономики В. Хорошковского сроки отодвинуты на 2010 год (хотя несколькими днями позже министр заявил, что Украине реально вступить в ВТО в 2004 г.).

Изменится ли что-то в западных приоритетах в 2003 году? Очевидно, западные лидеры после прихода к власти нового правительства только утвердятся во мнении, что до президентских выборов Украина не станет ни более прогнозируемым, ни более надежным партнером. Однако это вовсе не означает, что украинскому бизнесу вообще будет закрыт путь на Запад. Как показали события последних двух месяцев, имеющие отношение к североатлантическим и евроинтеграционным связям Украины, общественное мнение индустриальных стран с готовностью восприняло новую модель украинско-западных отношений. Речь идет о проведении различия между политической верхушкой страны и украинским обществом. Из этого для бизнеса может следовать такой прагматичный вывод: чем меньше конкретный предприниматель или проект завязан «на власть», тем больше у него шансов найти поддержку у западных партнеров. Конечно, с минимальным присутствием их капиталов в Украине.

Что касается прогноза экономического развития индустриальных стран, то он важен для отечественного бизнеса в большей мере как фактор общемировой финансовой стабильности и глобального ценообразования на товары отечественного экспорта/импорта. В конце минувшего года Экономическая комиссия по Европе Организации Объединенных Наций (UNECE) опубликовала второй выпуск «Экономического исследования Европы» за 2002 год. Основные выводы доклада: задержка экономического оживления в Западной Европе и Северной Америке до второй половины 2003 года, а также замедление темпов экономического роста в Восточной Европе, странах Балтии и СНГ. Следовательно, ценовые перспективы на сырьевых рынках остаются неопределенными из-за вялости роста у главных потребителей сырья. А если еще начнется война с Ираком, то Украина получит полный набор негатива: стагнацию экспорта плюс удорожание ключевого импортного товара – энергоресурсов.

Залишити відповідь