Внедорожная соломинка концерна Fiat

Новости авторынка

Основной итальянский производитель решил захватить часть наиболее привлекательной в последнее время ниши автомобильного рынка. По планам компании экспериментальные внедорожники Fiat Simba и Fiat Sandstorm, которые должны быть показаны публике еще до конца нынешнего года, смогут подогреть интерес к этой автомобильной марке, которая в последнее время демонстрирует отнюдь не лучшие показатели. Однако уже понятно, что только выводом на рынок новых моделей концерн из Турина всех своих проблем не решит.

Ранее прогнозировалось, что в 2003 году итальянскому автопроизводителю удастся выйти на уровень безубыточности. Теперь руководство пересмотрело свои прогнозы, называя причиной всех бед общее замедление роста экономики и ухудшение ситуации на автомобильном рынке. Операционные убытки итальянского концерна Fiat group по итогам III квартала этого года достигли 339 млн. евро, более чем вдвое превысив ожидания аналитиков. Убытки Fiat Auto (входит в Fiat group) – 340 млн. евро (прогнозируемый уровень – 245 млн. евро). К тому же не удалось даже частично уменьшить сумму долговых обязательств. Объем продаж Fiat Auto в III квартале составил 4,66 млрд. евро, что на 10,2% ниже по сравнению с аналогичным периодом минувшего года.

Кроме ухудшения ситуации на мировом автомобильном рынке, причиной кризиса в концерне является его менеджмент. Недавно нелестную оценку руководству Fiat дал премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. Не устраивает нынешний гендиректор Fiat Auto Паоло Фреско и кредиторов. По их мнению, он и его команда не имеют должных «индустриальных мускулов» для решения проблем. Очередным свидетельством слабости менеджмента, по мнению кредиторов, стала неспособность убедить американскую General Motors, владеющую 20% концерна Fiat, принять участие в рекапитализации компании. Большое количество просчетов, скорее всего, приведет к отставке руководства концерна. Ведь отсутствие кардинальных изменений в деятельности компании способно привести к возможному исчезновению марки Fiat с автомобильного небосклона.

Улучшить положение может реализация плана руководства Fiat относительно реструктуризации автомобильного подразделения, согласно которому произойдет объединение марок Alfa Romeo, Maserati и Ferrari в одно отделение, которое будет частично продано концерну Volkswagen.

Однако ситуация на мировом рынке может свести все эти планы на нет. Практически все крупные автопроизводители переживают не лучшие времена. Объемы продаж на рынках Западной Европы и Северной Америки продолжают сокращаться. В частности, количество зарегистрированных в течение последних 10 месяцев автомобилей упало в Западной Европе на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года. При этом доля Fiat Auto на рынке снизилась с 9,5 до 8,2%. Что интересно, кроме итальянской компании, пострадали и именитые немецкие производители (количество регистраций автомобилей BMW снизилось на 9%, Volkswagen – на 5,3%). В то же время растут показатели некоторых японских компаний. Автомобилей Mazda зарегистрировано на 55% больше, Toyota – на 9,8%. И особых изменений ситуации на рынке в ближайшее время не предвидится.

Время срочно менять автомобили

Кабинет министров готовит законопроект, предусматривающий введение ввозной пошлины на новые автомобили на уровне 32% от их таможенной стоимости. По мнению большинства операторов рынка, целью Кабмина является обеспечение переходного периода перед отменой льгот, которыми сейчас пользуются украинские производители. Этой отмены все настойчивее требует Европейский Союз. Однако очевидно, что в таком случае цены на отечественные транспортные средства значительно возрастут, а их конкурентоспособность соответственно снизится.

Первые действия, направленные на сокращение льгот, уже предприняты. Кабмин подал в Верховную Раду законопроект, согласно которому с 1 января 2003 года будет отменена льгота по акцизному сбору для автомобилей и мотоциклов, произведенных в Украине в количестве 1 тыс. штук и более.

Введение 32%-ной пошлины приведет к ощутимым изменениям на автомобильном рынке Украины. По оценкам экспертов, стоимость новых автомобилей, в зависимости от модели, поднимется на 18-22%. Причем в результате нововведения пострадают покупатели дешевых автомобилей, т. к. дорогие модели, скорее всего, станут даже несколько дешевле. Это объясняется тем, что раньше основная сумма таможенных платежей рассчитывалась исходя из объема двигателя, и автомобили представительского и бизнес-класса с «многолитровыми» агрегатами после пересечения границы становились существенно дороже. Теперь же ставка таможенной пошлины на малолитражки и 5-литровые «дредноуты» будет одинаковой.

Кроме того, введение новой системы может привести к росту теневой части автомобильного бизнеса. По словам коммерческого директора компании «Илта» Валерия Ильченко, «при расчете таможенных платежей не стоит уходить от очень простого и понятного исходного показателя – объема двигателя. Его нельзя подделать и в любой момент можно проверить. А с появлением возможности определения таможенной стоимости автомобиля по документам представится удобный случай всячески ее занижать (побывал в аварии, «утопленник» и проч.)». В результате у многих дилеров возникнет стимул и реальный путь для ухода в тень, что в результате приведет к снижению налоговых поступлений.

Введение 32%-ной пошлины при отмене льгот по акцизному сбору будет на руку «АвтоЗАЗ-Daewoo». А вот с ВАЗами возможна другая ситуация. По словам директора «Укрпроминвест-Авто» Владимира Черникова, существующая льгота позволяет хоть как-то перекрыть затраты на доставку машинокомплектов. После отмены льготы цена на «девятку» украинской сборки поднимется ориентировочно на $300 и станет равноценной стоимости автомобиля, собранного в России.

В любом случае в итоге от принятия этих законопроектов пострадает конечный потребитель, которому придется переплачивать за основательно подорожавшие автомобили. К тому же в них придется заливать подорожавшее топливо. Одновременно с ликвидацией льгот по акцизу для автопроизводителей планируется поднять ставку акцизного сбора на «бензины смешанные» до 60 евро за тонну (ранее применялась ставка 30 евро). Слабым утешением может служить то, что после вступления Украины в ВТО, в соответствии с подписанными договоренностями, ввозная пошлина на автомобили будет снижена до 10%.

Залишити відповідь