Мы закончили очередной прием анкет в школу (авторы статьи являются руководителями черниговской бизнес-школы SMS, о которой «&» писал ранее. – Прим. ред.). Прочитали их – и стало грустно. Большинство поступающих на вопросы «Чем гордитесь?» и «Какие ваши достижения?» отвечают так: мне купили то, что я хотел; меня избрали старостой группы; из интернет-магазина вместо часов за $20 мне прислали за 35; горжусь своим другом, так как у него свой бизнес… Короче, гордятся тем, что вообще от них не зависит. Или гордятся столь малым, что возникает вопрос: почему эти люди так низко себя ценят? Они же и учиться, и работать будут так же, довольствуясь малым: лишь бы не выгнали. А на вопрос «Чего хотите от обучения?» – стандартный ответ: чтобы мне дали знания. Это же надо, в 25 лет умудриться остаться девственным в понимании того, что знания не дают– их берут, причем активно, осознанно и усердно. И из этой триады ничего нельзя выбросить. Пассивность и ожидание, инфантильность и детская надежда на спасителя просто косят ряды.
Самореализация: что и для чего
На вопрос «Чего хотите после окончания школы?» простой ответ: «Самореализации». Вот так, без затей. На уточнение (уже при собеседовании) «А что именно вы хотите реализовать в себе?» – тишина, моргание глазами и выражение полного недоумения на лице. Понимание того, что такое, эта самореализация, и вследствие чего она наступает, отсутствует у тотального большинства, причем не только у молодых людей, но и у многих руководителей. Искомая самореализация выглядит как нечто такое хорошее, желанное и совершенно правильное… Научили такому слову психологи, и оно стало модным. Поэтому именно ее и нужно хотеть, чтобы все было хорошо.
При этом всем следует понимать, что самореализация – только следствие достижения какой-то масштабной цели, в результате чего человеку пришлось измениться, стать сильнее, мудрее, быть полезным окружающим, и тогда окружающие начали признавать его заслуги. И вот этот, уже другой, с другими результатами, с другим отношением к себе и обществу, и есть самореализовавшийся человек. Он реализовал свои планы и цели, в которых выразились его ценности и смыслы.
Соответственно возникает парадокс: стремясь к самореализации, прийти к ней никогда не получится. Необходимо делом заниматься – картины рисовать, рынок покорять, продукты новые создавать, людей обучать, производство налаживать. И делать это очень хорошо, стремясь к конкретной цели, например: 50% рынка – для маркетолога или продажника, доля брака менее 0,01% – для руководителя производства, заполняемость вакансий в течение трех дней – для HR-специалиста и т. д. При движении к такой цели появится возможность сделать то, чего не делал раньше, научиться новому, измениться, заслужить уважение коллег. Вот так и произойдет незаметно и естественно эта самая самореализация.
Восприятие стремления к самореализации можно сравнить с желанием создать тень. Человек пытается ладошками ее сгустить, собирает в кучку, хмурит лицо, ждет результата, но тень больше не становится. Потому что цель должна быть, например: навес построить, зонтик поставить, а тень – это уже следствие зонтика и навеса. Так и с молодыми людьми, пришедшими на работу: они стремятся к следствию, совершенно не обращая внимания на условия, которые необходимо создать для его достижения. Такое детское состояние желания того, чтобы «было хорошо», и полное непонимание, что для этого нужно что-то делать. И становится понятно: ничего человек не хочет от будущего, а сейчас – лишь бы отстали.
Война за таланты
Где брать талантливых работников, если ученики такие? Вот и идет по миру война за таланты. Не за ресурсы – это позапрошлый век. Не за рынки сбыта – это прошлый век, хотя некоторые страны и компании ментально еще в нем. Увеличивают (чтоб ей пусто было) количественную дистрибуцию. И любой ценой не сдают рынки, умирая от натуги.
В современном мире война идет за таланты. Один талантливый переговорщик и ресурсы найдет, и о рынках договорится. Тихо, без войны.
Можно сказать: нет талантов, чего, мол, вы хотите? Мы уверены: таланты есть. Каждый человек талантлив от рождения, а вот насколько он остается таковым в 25 лет – это бывает и вопреки, и благодаря. Лучше, чтобы благодаря существующей системе образования. Но она сейчас не поддерживает развитие талантов, а скорее подгоняет всех под один усредненный уровень, который и проверяется на экзаменах или внешнем тестировании. Поэтому мы ищем тех, кто остался таковым вопреки системе.
В чем проявляется талант? В действиях и только в действиях он становится заметен и воплощается в результатах, значимо больших, чем у окружения. Поэтому мало получить знания, нужно иметь смелость их применять. А это тоже непросто: всегда окружение будет оказывать давление на талантливого человека. И надо уметь противостоять ему. Но не воевать в лоб, а вовлекать в свои действия.
Чаще всего поступающие говорят радикальные вещи, они однозначны в своих оценках и соответственно действиях. Представляете, что будет, если они станут руководителями? Именно из таких и получаются живущие под девизом «Есть только два мнения: мое и неправильное».
Откуда этот радикализм в молодых людях? На вопрос «Почему ты так думаешь?» последовал ответ: «А мне что, под каждого прогибаться, что ли?». Неумение отличать прогиб от элементарной внимательности и толерантности – залог того, что в будущий коллектив такой работник принесет конфликтность и раздоры.
Есть ли готовность думать
Девизы в анкетах – это отдельная тема… Ну почему почти все они списаны из «ВКонтакте»? Создается впечатление, что этот сайт – школа жизни, но если все туда ходят, то очень скоро однообразие учеников этой школы приедается. У многих в качестве девиза слова Ницше: «Все, что не убивает, делает нас сильнее». Как прикажете это понимать? Исстрадались за 25 лет? Откуда этот ложный пафос, и зачем он? Но они же так думают! А вот это: «Запомни ты простую фразу, все будет, но не сразу». Есть что-то в этом от ожидания чуда, умения ждать золотую рыбку и потрошить ее не торопясь, особо не прикладывая усилий. Ориентация на то, что будет что-то хорошее ближе к пенсии. Может ли что-то выдающееся сделать такой работник?
А это был перл от 24-летнего парня: «Кто был никем, тот стает всем». Когда мы, зная первоисточник, спросили: «Что ты имеешь в виду, когда говоришь, что это твой девиз?», парень ответил: «Я буду иметь то, что хочу». Дальше последовал диалог: «А что ты готов для этого делать?» – «Все, что нужно» – «А что нужно?» – «Ну… ну, брать и делать» – «Это понятно. А что именно ты будешь брать и как именно делать?»
По лицу человека стало заметно, что продолжение разговора будет для него пыткой. Ему сказали: «спасибо», и он с заметным облегчением вышел. Что это? Готовность действовать – да, в наличии. А готовность думать, анализировать, планировать, описывать желаемые результаты?
Этого нет. Катастрофа: он будет делать все, что знает, но вряд ли то, что нужно. Вот она – неэффективность в чистом виде. Эту готовность действовать без понимания причин и следствий проклинают все собственники, потому что она снижает рентабельность бизнеса.
Многие современные юноши и девушки живут в своем виртуальном, вымышленном, мифическом мире, в котором кажутся себе могучими и великими героями. И приходят в школу подтвердить свой статус. Нанимаются на работу, уверенные в том, что их должны моментально заметить и высоко оценить. И очень разочаровываются, что так не происходит. Тихо ругая тех, кто не оценил их достоинств, начинают ходить по разным офисам в поисках того, кто оценит. И часто получается так, что ходят всю жизнь, если сил хватает. А если не хватает, то однажды сваливаются от бессилия, проклиная неудавшуюся жизнь и всех тех, кто не оценил «великого героя».
Помочь развитию управленческого куража
Школа SMS (Self Made School) необычная хотя бы по смыслу названия. Мы помогаем ученикам делать себя как людей, радостно проживающих свою судьбу.
Наша задача как тренеров и консультантов – помочь развитию управленческого куража. Заметьте, не привить знания передовых технологий управления или научить владению навыками эффективного мышления. Это все тоже присутствует, но как вторичные навыки. Мы на этом тренируем состояние куража.
Что это такое – кураж? Это необычное и пугающее состояние для людей, воспитанных в стандартной школе по стандартным программам, которые зажаты тесными рамками образа себя. Мы ищем тех, кому тесно в границах своих ограничений и навязанных концепций, кто естеством своим знает, что наши возможности ограничены только представлениями, энергичностью и смелостью. Нет недостижимых целей, есть цели не обеспеченные ресурсами – говорим мы и помогаем находить эти ресурсы.
Не иметь чьи-то знания, которые когда-то для кого-то в каких-то условиях дали классный результат, а научиться быть в состоянии генерирования знаний – вот классная, с нашей точки зрения, цель. Это и есть состояние куража – радостное состояние для эффективного решения управленческих задач, прежде всего сложных задач с неочевидными решениями. Оно рождается из понимания своей сущности, постоянного контакта с ясностью своего ума и использует ресурсы этого состояния: точное понимание и энергичность действий.
Различия определяются целями София Опацкая, СЕО Львовской бизнес-школы Украинского католического университета (LvBS): – Сегодня руководители ищут работников, которые хотят и знают, как учиться, – этого как раз не хватает выпускникам большинства украинских вузов. Они скорее стремятся найти свою зону комфорта и боятся из нее выйти. Работодателя интересует умение активно учиться, способность искать информацию, критично думать – именно эти качества мы стремимся развивать в своей бизнес-школе. Если сравнить эти аудитории, то можно отметить отличия в их ценностях и подходах к обучению. На программу уровня Key Executive MBA приходят люди с богатым опытом, которые хотят его переосмыслить. Они склонны к рефлексии, поэтому стремятся больше слушать, сравнивать, делиться мыслями. Молодые люди довольно целеустремленны, но у них нет опыта поражений. Я назвала бы это юношеской целеустремленностью. Молодежь ощущает большой кураж, когда пребывает на своей волне. Если этим людям легко удается что-то в понятной для них сфере, они чувствуют себя комфортно, когда же наступает момент непонимания, – готовы быстро сдаться. Участники программы Key Executive МВА, наоборот, сталкиваясь с трудностями в процессе обучения, становятся еще более мотивированными. Это, в частности, связано с причинами, по которым люди приходят в бизнес-школу. Участники Key Executive MBA хотят переосмыслить собственный опыт, а молодые люди приходят за инструментами, знаниями, которые им нужны сегодня или понадобятся завтра, но они их не получили в университете. На МВА же ищут нечто стратегическое, то, что находится на пересечении отраслей и функций. В аудитории МВА сразу видно, что они готовы учиться у других. В свою очередь участники магистерских программ часто ищут зону комфорта в людях с близкими для них взглядами. |