В конце июня компанию покинул Жако Булен, возглавлявший Metro Cash & Carry Украина свыше трех лет. Его преемником стал Клаус Ретиг, отвечающий, помимо Украины, за работу еще двух очень неоднозначных рынков – Казахстана и Египта. «Главная идея, которая стоит за моим назначением, заключается в осуществлении улучшений в тех странах, где бизнес был более успешным ранее, чем сейчас», – объясняет свои первоочередные задачи директор по реструктуризации METRO Cash & Carry Клаус Ретиг.
В этом году он планирует максимально сосредоточиться на Украине, что стало заметно с первых же дней его пребывания в стране. В украинском офисе немедленно приступили к подготовке основательного бизнес-плана по реструктуризации. О самом плане Ретиг говорит коротко: «Наша цель – попробовать упростить бизнес, сократить количество посредников, в которых мы не нуждаемся, и повысить ответственность каждого за результаты деятельности».
Новый план нацелен на улучшение всех основных аспектов работы торговой сети: ценовой и ассортиментной политики, управления цепочкой поставок с акцентом на сотрудничестве с региональными поставщиками, системы навигации в магазинах и формировании промоакций. План предполагает также развитие каналов продаж за пределами магазинов (то есть услугу доставки и команду по работе с ключевыми клиентами).
Бизнес-план рассчитан на три года. Первые позитивные результаты от его осуществления Клаус Ретиг надеется получить уже через шесть-девять месяцев. В то же время он подчеркивает: «Наша цель – не быстро переделать бизнес. Процессы должны работать в долгосрочной перспективе».
Появление нового бизнес-плана
Внедрение нового бизнес-плана в Украине Ретиг начал с головного офиса в Киеве. По его словам, состоявший ранее из семи человек, совет директоров Metro Cash & Carry Украина сокращен теперь до пяти. В частности, должности директоров по закупкам продовольственных и непродовольственных товаров объединены в одну, а функции директора по управлению маркетингом и развитию отношений с клиентами распределены между членами совета директоров и директорами магазинов в регионах. Последние, добавляет Клаус Ретиг, получили гораздо более весомое право голоса при обсуждении жизненно важных вопросов бизнеса.
Реорганизация оргструктуры украинского офиса напоминает реорганизацию топ-менеджмента METRO Group в Германии. Так, в марте текущего года из компании ушел CEO группы Франц Мюллер, а его обязанности взял на себя глава совета директоров Олаф Кох. Тем самым группа предприняла «рационализацию» своих процессов принятия решений и создания «более прямой структуры управления». Изменения коснулись и работы финансового директора группы – к Марку Фрезе перешли полномочия и ответственность Коха за работу подразделения недвижимости Metro Properties и сети Galeria Kaufhof, а также обязанности по обеспечению связей с инвесторами.
Примечательно, что согласно действующей оргструктуре METRO Group дистанция между Клаусом Ретигом и Олафом Кохом минимальна (непосредственное подчинение). Для региональных подразделений, которыми руководит Ретиг, в этом заключается серьезное преимущество, поскольку, если он сочтет необходимым, то легко сможет убедить руководство METRO Group в целесообразности срочных изменений.
Быстрота реакции
Клаус Ретиг – опытный антикризисный управляющий, основную часть своей карьеры проработавший на руководящих финансовых позициях. Он прекрасно анализирует отчетность компаний и умеет находить скрытые резервы. Силен также в управлении конфликтами и предотвращении локальных информационных атак. Интересно, что после его переезда в Украину отдел корпоративных коммуникаций стал намного оперативнее реагировать на зарождающиеся локальные скандалы в интернете. В частности, вечером 12 августа сотрудники этого отдела незамедлительно отреагировали на острую заметку интернет-издания «Хвиля», посвященную слухам о сокращении персонала головного офиса компании на 200 человек. Днем позже состоялась встреча с журналистами, в ходе которой Ретиг в течение полутора часов подробно отвечал на все накопившиеся вопросы.
Подобный подход к работе этого директора по реструктуризации неслучаен – до того как перейти в METRO Cash & Carry, Ретиг свыше шести лет проработал в мюнхенском офисе AlixPartners. Эта глобальная консалтинговая фирма специализируется на оптимизации корпоративной финансовой и операционной деятельности, проведении корпоративных «ремонтов», а также предоставлении консалтинговых услуг по судебным разбирательствам и судебных бухгалтерских услуг в кризисных ситуациях. Отдельно подчеркнем, что AlixPartners далеко не всегда занимается предпродажной подготовкой компаний. Часто ее экспертов нанимают для отладки лишь определенных аспектов бизнеса, например, для снижения уровня дебиторской задолженности, оптимизации оборотного капитала или сокращения расходов (как это предполагал недавний контракт с американским ритейлером J.C. Penney).
Антикризисный опыт
Назначение К. Ретига в Украину часто связывают с его ролью в продаже сети MACRO UK, ранее входившей в состав METRO Group, и возможным уходом немецкого ритейлера с украинского рынка. Между тем аналогия эта несколько некорректна. Ситуация в Великобритании оставалась неудовлетворительной многие годы, и в конце концов немецкое руководство группы наняло консультантов AlixPartners для проведения ревизии. Через три месяца после этого, по информации интернет-издания manchestereveningnews.co.uk, в METRO Group получили отчет о состоянии дел и немедленно заменили четырех из пяти действовавших в то время членов совета директоров MACRO UK на консультантов AlixPartners. Клаус Ретиг возглавил работу по реструктуризации, а единственный член совета директоров из прежнего состава – Хью Эдвардс – принял на себя дополнительные полномочия, став коммерческим директором, ответственным за маркетинг и мерчандайзинг.
Маловероятно, что в Украине подобная ситуация повторится, – cлишком уж разнятся по своей природе проблемы METRO Cash & Carry Украина и сети MACRO UK, просуществовавшей к моменту реорганизации на рынке свыше четырех десятков лет. Нынешнее состояние украинских магазинов гораздо лучше по сравнению с британскими, уверяет К. Ретиг. К тому же, по его словам, в головном офисе в Германии очень дорожат статусом первого международного ритейлера, который пришел в Украину (в 2003 г.).
Косвенно слова Ретига подтверждаются двумя моментами. Во-первых, в середине мая 2013 г., когда о его назначении директором по реструктуризации уже было известно, сначала немецкое издание Lebensmittel Zeitung, а затем и сайт retaildetail.eu сообщили о том, что группа рассматривает возможность ухода из Болгарии, Египта, Казахстана и Японии. Как видим, Украина в этом списке отсутствовала. Во-вторых, в августе 2013 г. стало известно, что закрытие операций в России и Украине, предпринятое в результате продажи сети Real (ранее входившей в состав METRO Group), помогло немецкому розничному гиганту добиться значительного роста прибыли за первое полугодие 2013 г. Показатель EBIT подскочил за первые шесть месяцев до €364 млн. по сравнению с €63 млн. за тот же период годом ранее. Правда, добиться столь же значительного прироста доходов за это время группе не удалось. В масштабах холдинга данный показатель вырос только на 0,1% (до €30,8 млрд.). Руководство METRO Group отдает себе отчет в том, что радоваться достигнутым улучшениям рано, и прогнозирует лишь умеренный рост продаж по итогам девяти месяцев текущего года.
Пример Real – непоказательный
Несколько слов о продаже 91 магазина сети Real в Восточной Европе, о которой стало известно в конце прошлого года. Количество магазинов, перешедших в собственность Auchan, впечатляет. Между тем напомним: в Украине таких объектов было всего два – в Киеве и Одессе. Расставаться с двумя магазинами гораздо проще, чем с 33 объектами, которыми на данный момент располагает в Украине METRO Cash & Carry. Сравнительно быстро и безболезненно это сделать позволяли условия договоров аренды Real. Что касается нынешних гипермаркетов сети и магазинов формата «METRO база», то их основная часть размещена на собственных площадях или полученных в долгосрочную аренду. При нынешней макроэкономической ситуации найти хорошего покупателя на эту недвижимость в короткий срок достаточно сложно. Да и зачем, если группа занимает довольно твердые позиции в Украине благодаря специально подготовленному персоналу и наработанному опыту?
Безусловно, бизнес METRO Cash & Carry в Украине не лишен недостатков. Это касается и существовавшей ранее политики промопродаж (которые, по словам К. Ретига, были больше ориентированы на поставщиков, а не на клиентов), и неэффективного использования возможностей ПО по управлению полками, и некоторых других аспектов. В головном офисе в Германии отмечают также недостаточное внимание вопросам электронной коммерции. В то же время сам Ретиг уверен: говорить о каких-либо значительных технологических нововведениях в Украине, пока не решены вопросы улучшения рентабельности, слишком рано. Удовлетворение потребностей конкретных клиентов в конкретных регионах Украины – вот что более всего волнует сегодня директора по реструктуризации METRO Cash & Carry, над чем он и работает вместе со своей управленческой командой.