ОБЗОР: Вступление Армении в Таможенный союз – вот, новый поворот

Решение Армении вступить в Таможенный союз (ТС) и участвовать в формировании Евразийского экономического союза, озвученное на этой неделе, вызвало удивление внутри страны и шок у чиновников в Брюсселе – ведь последние 4 года страна вела переговоры о получении статуса ассоциированного члена ЕС.

По мнению экспертов, Ереван, делая выбор, руководствовался в первую очередь политическими, а не экономическими соображениями. Россия является гарантом безопасности для Армении, а ситуация на Ближнем Востоке придает вопросам безопасности особую актуальность.

ЧЕТВЕРТЫМ БУДЕШЬ?

"Президент Республики Армения Серж Саргсян заявил о решении вступить в Таможенный союз и предпринять в этих целях необходимые практически шаги, а в последующем – участвовать в формировании Евразийского экономического союза. Президент РФ поддержал такое решение Армении и выразил готовность российской стороны всемерно содействовать этому процессу", – отмечалось в совместном заявлении президентов РФ и Армении, подписанном Владимиром Путиным и С.Саргсяном по итогам переговоров в Москве 3 сентября.

Таким образом, Армения станет четвертым участником интеграционного объединения, включающего Россию, Белоруссию и Казахстан.

Президент РФ на пресс-конференции по окончании переговоров отмечал, что Россия является ведущим торговым партнером Армении, в которой работают около 1,3 тыс. российских компаний. Их деятельность охватывает газовую, транспортную, телекоммуникационную и финансовую сферы, а также атомную и гидроэнергетику.

В числе крупнейших проектов В.Путин назвал участие "Газпрома" в строительстве газопровода Иран-Армения, а также работу "Интер РАО ЕЭС" по обновлению Севано-Разданского каскада ГЭС.

В.Путин также сообщил о намерении ВТБ и Газпромбанка расширять свое присутствие в Армении.

ОБЪЯСНЕНИЙ НЕ ИЗБЕЖАТЬ

Европейские дипломаты были ошеломлены известием, что Армения присоединится к Таможенному союзу, обеспечивая тем самым Кремлю победу в соперничестве с Брюсселем за влияние в регионе. Теперь главный вопрос заключается в том, последуют ли за Арменией другие бывшие советские республики, пишет газета The Wall Street Journal.

Страны-участницы Таможенного союза не могут быть интегрированы в ЕС, заявляют европейские чиновники, поскольку они фактически отказываются от суверенитета в торговой сфере из-за договора с Россией.

Москва имеет мощные рычаги влияния, однако тактика давления, которую продемонстрировал Кремль, и скорость смены политического курса Армении напугала европейских чиновников, отмечает издание.

"Факт давления на Армению был известен, и в этом смысле это (известие – ИФ) не стало неожиданностью", – сказал член комитета иностранных дел Европарламента Яцек Сариуш-Вольский. "Но тот факт, что это давление заставило Армению, если хотите силой, изменить свое решение, стало сюрпризом, и мы глубоко сожалеем об этом", – отметил он.

Теперь Еврокомиссия ожидает от Армении объяснений по поводу того, как страна намерена совмещать вступление в ТС с выполнением обязательств, принятых в ходе переговоров с ЕС об ассоциации.

"Мы учтем очевидное желание Армении вступить в Таможенный союз. Мы с нетерпением ждем, чтобы Армения разъяснила нам свои намерения и то, как в Армении собираются совместить это с выполнением своих обязательств, предусмотренных соглашениями об ассоциации и всеобъемлющей зоне свободной торговли. После завершения этих консультаций, мы сделаем заключения относительно дальнейшего процесса. Мы вновь хотим подчеркнуть, что соглашения об ассоциации и всеобъемлющей зоне свободной торговли являются основой для полезных реформ, а не игрой с нулевым выигрышем, и может быть совмещено с экономическим сотрудничеством со странами СНГ", – говорится в заявлении Еврокомиссии.

Ранее Армения планировала подписать соглашения об ассоциации и всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС на ноябрьском саммите стран "Восточного партнерства" в Вильнюсе.

Председатель Республиканского союза работодателей Армении Гагик Макарян заявил "Интерфаксу", что, скорее всего, Армения сможет подписать соглашение об ассоциации с ЕС до конца этого года, но переговоры по соглашению о всеобъемлющей зоне свободной торговли будут временно заморожены.

Армения готова подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом, поскольку данный документ очень важен для Еревана, проделана большая работа в этом направлении, сказал журналистам 5 сентября замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян.

"Конечно, при членстве в ТС, договор о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС не может быть подписан. Но, тем не менее, по всем остальным программам сотрудничество будет продолжено", – подчеркнул Ш.Кочарян.

ТРУДНЫЙ ВЫБОР

В Армении перспективы членства в ТС до сих пор оценивались весьма неоднозначно. Так, премьер-министр страны Тигран Саркисян неоднократно высказывался против вступления в это объединение в виду экономической нецелесообразности из-за отсутствия у Армении общих границ со странами таможенной тройки.

Экс-председатель Центрального банка республики Баграт Асатрян ранее заявлял журналистам, что будущее Армении – это Европа. На страны ЕС приходится значительная часть внешнеторгового оборота Армении, и это направление более перспективно. Другое дело, что власти сами не могут определиться, куда должна идти страна, отмечал Б.Асатрян. "Мы в очередной раз пытаемся шустрить, говорим, что идем в Европу, а русским говорим, что идем в Россию", – сказал он.

Иного мнения придерживается экономист, член партии "Процветающая Армения " Вардан Бостанджян. По его словам, Армении вообще не приходится самой что-либо решать. "Сильные мира сего сами примут решение по Армении, в какой союз ей вступить. Армения не та страна, чтобы принимать большие решения", – сказал В.Бостанджян.

"Россия является стратегическим партнером Армении и, подыгрывая ей, Армения обеспечивает себе безопасность в регионе, что очень важно, особенно в свете перспектив развития событий вокруг Сирии и Ирана", – отметил в этой связи Г.Макарян.

В свою очередь МИД Армении заявляет, что выбор Еревана был сделан после анализа всех доводов "за" и "против".

"В течение всего этого времени проходили переговоры с российской стороной. Они касались также и вопроса об отсутствии общей границы, и того, как можно решить эту и ряд других проблем. Но в результате всесторонних переговоров, в конце концов, взвешиваешь все "за" и "против", и в целом это для нас выгодно", – сказал замминистра иностранных дел Армении Ш.Кочарян.

"Проблема кроется в том, что вступление в ТС означает определенный недостаток суверенитета при принятии самостоятельных решений. Это связано с таможенной политикой, тарифами. И в этих вопросах право принятия решений перейдет к наднациональному органу", – пояснил он.

ТУМАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Вступление Армении в ТС в ближайшее время не даст ничего положительного республике, а в долгосрочной перспективе грозит регрессом в области экономических реформ, заявил "Интерфаксу" председатель Республиканского союза работодателей Армении.

По его словам, в законодательном плане никаких особых изменений от присоединения к ТС ожидать не приходится: многие технические регламенты этого объединения соответствуют принятым в Армении. К тому же, с Россией Армения имеет соглашение о свободной торговле, которое предусматривает беспошлинный режим торговли по широкому спектру товаров. Расширение торговли с Россией ограничено лишь экономическими возможностями и потенциалом самой Армении, убежден эксперт. "В экономическом плане мы ничего не выигрываем и не проигрываем от присоединения к Таможенному союзу", – считает Г.Макарян.

Однако с точки зрения институциональных реформ интеграция с таможенной тройкой грозит Армении регрессом, убежден эксперт.

"Сегодня мы больше продвинулись в области экономических реформ в сравнении с Россией, Белоруссией и Казахстаном, и имеется опасение, что при развитии экономических отношений с этими странами Армении грозит регресс", – сказал Г.Макарян.

При этом европейский вектор интеграции также сулит мало выгод Армении, полагает он. Эксперт напомнил, что Евросоюз включил Армению в систему преференций в торговле GSP+, которая предполагает установление низких или нулевых таможенных пошлин в отношении 6,4 тыс. наименований товаров. Однако реально Армения используется лишь не более 10% существующих льгот.

"Нам нечего продавать в Европе", – отметил Г.Макарян.

Схожего мнения придерживается и В.Бостанджян: "Что касается экономической выгоды, то при нынешней производственной культуре Армения больше находится в Евразии, чем в Европе, и у нее пока нет другой альтернативы, потому что армянские товары и услуги не востребованы в ЕС".

Иначе оценивают перспективы Армении эксперты центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР).

Вступление Армении в ТС, по мнению ЦИИ ЕАБР, позволит ей получить краткосрочный экономический эффект в размере порядка 4% ВВП страны.

Прежде всего, отмечает ЕАБР, страна получит доступ на емкий и защищенный рынок ЕЭП для реализации своей продукции с высокой добавленной стоимостью. Рост экспорта позволит продвинуться в решении проблем торгового баланса. Вступление в ТС и ЕЭП повлечет за собой снижение цены на газ примерно на 30% (с нынешних $270 до $180) за счет исключения экспортных пошлин, полагают эксперты банка.

Среди других важных для армянской экономики тарифных мер возможна отмена экспортной пошлины на необработанные алмазы, что повысит конкурентоспособность гранильных предприятий на внешних рынках.

При этом Армении придется существенно повысить уровень тарифной защиты. Сейчас ее таможенный тариф является одним из самых низких среди членов Всемирной торговой организации (ВТО). При этом Армения не использует тарифные квоты, 73% тарифных линий не облагаются пошлинами, а почти все остальные являются предметом 10%-ной пошлины. Для урегулирования вопросов в рамках ВТО потребуются технические переговоры, стороной в которых выступит уже ТС.

По мнению экспертов ЕАБР, строительство при содействии ТС новых энергомощностей, появление железнодорожного сообщения с Ираном и открытие железнодорожного движения через Грузию окажет благотворное влияние на экономику республики.

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ

По данным Национальной статистической службы Армении, внешнеторговый оборот республики в 2012 году достиг $5,694 млрд. На долю торговли со странами СНГ пришлось $1,672 млрд, или 29,4%. В частности, на долю России пришлось $1,339 млрд (23,5%), Казахстана – около $12,8 млн (0,2%), Белоруссии – $40,2 млн, или 0,7%.

Внешнеторговый оборот со странами Евросоюза равнялся $1,685 млрд, или 29,6% его общего объема.

Внешнеторговый оборот Армении в 2012 году вырос на 3,9% по сравнению с 2011 годом, в том числе со странами СНГ – на 13,2%, с Россией – на 20,3%. В торговле с ЕС зафиксирован спад на 5,1%.

По данным статистики, инвестиции в экономику Армении в 2012 году составили $1,587 млрд, что на 8,6% меньше показателя предыдущего года. При этом прямые иностранные инвестиции равнялись $656,7 млн (снижение на 27,5%).

Инвестиции из России составили $751,8 млн, в том числе прямые – $567,4 млн, сократившись на 7,9% и 10,1% соответственно. При этом Россия в минувшем году была лидером по инвестициям в Армению среди зарубежных стран. Франция заняла по этому показателю второе место ($230,4 млн, рост к 2011 году в 2,3 раза), Канада – третье ($106,7 млн, рост в 3,4 раза), Аргентина – четвертое ($54,5 млн, рост в 2,8 раза).

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь