РЖД не хотят снижать загрузку вагонов с несовершенным литьем без компенсаций

ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) не хочет снижать загрузку вагонов, укомплектованных изготовленным в 2010-2011 годах "конструктивно несовершенным" вагонным литьем, без "компенсации в тарифах на перевозку".

Соответствующая формулировка зафиксирована в протоколе совещания у замглавы министерства транспорта РФ Алексея Цыденова, прошедшего 26 сентября в Москве (копия документа имеется в распоряжении "Интерфакса"). Согласно документу, участники встречи "приняли к сведению" эту информацию монополии.

Речь идет о вагонах с боковыми рамами, изготовленными по так называемому чертежу "100.00.002-4". Ранее Объединение производителей железнодорожной техники (ОПЖТ), которое возглавляет старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович, в своем корпоративном издании заявляло, что конструкция таких компонентов "имеет наиболее массовый поток отказов" и "не удовлетворяет требованиям по назначенному сроку службы в 32 года".

"Расчеты показали, что при условии полного соблюдения всех требований ресурс таких боковых рам составляет не более 25 лет при годовом пробеге не более 60 тыс. км. При отступлениях в технологии изготовления, которые в последние годы носили массовый характер, расчетный ресурс может снизиться в несколько раз – до 2-6 лет", – отмечало издание. Анализ изломов показывает, что почти 99% из них происходят в зимний период в условиях низких температур, подчеркивает ОПЖТ.

"По таким чертежам в этот период производили литье все действующие производители – как российские и украинские, так и ряд китайских заводов", – поясняла в этой связи "Интерфаксу" глава Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС, объединяет небольших собственников подвижного состава) Ольга Лукьянова. По оценкам НП ОЖдПС, в настоящее время в РФ эксплуатируется 1,1-1,4 млн таких боковых рам в вагонах. Нормативный срок их службы окончится только в 2030-х гг.

"Сейчас по таким чертежам боковые рамы производят только иностранные производители из Индии (Bhilai, INDIA) и из Чехии. Таким образом, их просто убирают с российского рынка", – считает О.Лукьянова. "Они, кстати, в основном поставляют литье для украинских производителей вагонов, то есть тем самым в очередной раз "расправляются" с конкурентами российских вагоностроителей", – отмечает она. При этом глава партнерства замечала, что именно у рам, изготовленных по чертежу "100.00.002-4", наиболее часты изломы.

При этом российские производители железнодорожной техники предлагали поэтапно изъять из эксплуатации в РФ такое вагонное литье с заменой на рамы "усиленной конструкции", отмечал В.Гапанович. Совместно с испытательными ж/д центрами ОПЖТ исследовало надежность этого литья и факторы, влияющие на ресурс этих компонентов в грузовых вагонах. В частности, на маршруте Алтайская-Находка были проведены опытные поездки на участках со сложным профилем пути (поворотами малого радиуса, затяжными и крутыми спусками и подъемами), а также с разными климатическими условиями (в осенний и зимний период с низкими температурами). Такие исследования проводились в СССР почти 50 лет назад, а в РФ – впервые.

"Результаты показали, что при проектировании грузовых вагонов и их элементов, в частности, боковых рам, учитываются не все силовые нагрузки, фактически действующие на них при эксплуатации грузовых вагонов. Так, боковые силы по существующим нормам рассматриваются как одна центробежная сила без указания точек приложения, и ее (предписанный – ИФ) показатель занижен в 2-5 раз. Такая же ситуация – с продольными силовыми нагрузками", – отмечал В.Гапанович в интервью изданию партнерства.

Чтобы установить число эксплуатируемых боковых рам, изготовленных по чертежу "100.00.002-4", и их аналогов предлагалось провести перепись этих деталей в СНГ. Изымать же из эксплуатации, по мнению машиностроителей, следует в первую очередь литье, эксплуатирующееся в грузовых вагонах, перевозящих опасные грузы, – боковые рамы ПАО "АзовЭлектроСталь" 2008-2012 гг., ОАО "Алтайвагон" 2010-2011 гг., ПАО "Кременчугский сталелитейный завод" 2010-2012 гг., ЗАО "Промтактор-промлит" 2008-2010 гг., ОАО "Уралвагонзавод" 2007-2008 гг. Также высказывалось предложение снижать загрузку вагонов, укомплектованных таким литьем.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь