Запланированная покупка «горящей путевки» или участие в акции «Фортуна»

В туристическом бизнесе тоже есть распродажи. Только называются они «горящими путевками», специальным предложением или предложением дня. Обычно служащие турфирм избегают употреблять словосочетание «горящая путевка», но терминология в данном случае ничего не меняет. Если самолетные кресла или гостиничные номера выкуплены турфирмой заранее, а за один-два дня до вылета (по безвизовым направлениям) или за день-два до сдачи документов в посольство (по визовым направлениям) под выкупленные турфирмой места не нашлось нужного количества клиентов, то фирма объявляет распродажу. Иными словами – специальное предложение. Скидка по «горящим путевкам» может достигать от 15 до 50%.

Когда на рынке туристических услуг раздаются крики: «Пожар! Горим!», туры могут оказаться дешевле авиабилетов. Этим летом, пожалуй, ярче всех полыхали испанские туры. Они подорожали в связи с ростом евро, и спрос на них снизился, особенно на фоне относительно дешевой Турции и баснословно дешевого Египта. А если туры плохо продаются и начинают «гореть», до спецпредложения рукой подать. Оно в данном случае используется вместо огнетушителя.

Трудности, которые возникли при загрузке испанского направления, сыграли на руку туристам. В первой декаде июня можно было провести неделю на Коста-Брава и Коста-Дорада в трехзвездочном отеле за $200, а в четырехзвездочном – за $250. Таким образом, скидки на испанские туры по максимуму достигали 40-50%. Ловким клиентам оставалось только вовремя выяснить, у какой турфирмы больше всего проблем с испанским направлением, и где соответственно наблюдаются самые низкие цены.

Предложением дня в турфирмах обычно называется продажа «горящих путевок» с 15-20%-ной скидкой. Это не демпинг, как в случае с 40-50%-ной скидкой, а распродажа небольшого количества, так называемого остатка «горящих» туров. «Каждый день во всех наших офисах готовится предложение дня по тем направлениям и на ту ближайшую дату, где у нас есть гарантированные места, но отмечается недостаточная загрузка, – рассказывает президент турфирмы «САМ» Сергей Дудка. – Скидка по предложению дня, как правило, составляет 10-15%».

Существенных скидок – от 15 до 50% – стоит ожидать только в отношении массовых туристических направлений. К таковым относятся: Турция, Египет, Тунис, Болгария, Испания, Греция, Хорватия и Черногория. Иногда скидку в 15-20% можно получить и на французские средиземноморские туры. Скидок же по итальянскому направлению, уходящему в плоскость экскурсионного и корпоративного туризма, почти не бывает. Не стоит ожидать 50%-ной стоимости тура и на Сейшельские или Мальдивские острова. Большие скидки возможны только там, где операторы рынка делают ставку на объем продаж. Дорогие экзотические либо индивидуальные туры существенному удешевлению не подлежат.

Как действовать «на пожаре»?

Основное условие «горящей путевки» состоит в том, что туристу остается один-два дня до вылета или до сдачи документов в посольство, и он должен суметь оперативно решить вопрос с поездкой и сбором необходимых документов.

Первичное представление об отечественном рынке «горящих путевок» можно получить на сайте www.hottour.com.ua/ (сеть агентств «горящих путевок»). На этом сайте регулярно публикуются спецпредложения по зарубежным и крымским курортам. Постоянным и VIP-клиентам турфирмы сами своевременно рассылают информацию о существовании спецпредложения. Кроме того, в большинстве крупных украинских турфирм работают информационные центры, куда каждое утро поступают сведения о спецпредложениях, предложениях дня, last minute и акции «Фортуна». Связавшись с таким информационным центром, турист может получить максимально полное представление о возможностях удешевления путешествия.

Итак, механизм действия следующий: вы планируете тур заранее, но не отправляетесь покупать его за месяц до вылета. За день-два до той даты, на которую вы запланировали вылет, скажем, в безвизовую Турцию, Египет и т. д., стоит обзвонить турфирмы и выяснить, какое на сегодня есть предложение дня или last minute. Если вы собираетесь ехать в визовую страну (Испания, Болгария, Греция и т. д.), то информацию надо узнавать максимум за четыре-пять дней до той даты, на которую вы запланировали вылет (учитывая время, необходимое для оформления визы в посольствах этих стран). Конечно, в таком случае следует заранее подготовить все требуемые для получения визы документы. Кстати, существует железное правило: чем ближе день вылета, тем дешевле туры.

Например, чартерные рейсы на Египет организовываются сейчас турфирмами 1-2 раза в неделю – чаще всего по субботам и воскресеньям. Поэтому, чтобы попасть на распродажу «горящих» египетских туров, стоит обзвонить турфирмы в четверг-пятницу. Именно за день-два до вылета можно приобрести недельный тур на египетские курорты (Хургада, Шарм-эль-Шейх) с проживанием в четырехзвездочном отеле за 260-280 у.е., в пятизвездочном – за 280-300 у.е, а трехзвездочном – за 200- 220 у. е. Стоит получить информацию у как можно большего числа продавцов – турфирм, чтобы выбрать наиболее выгодное предложение. Если турфирма взяла на себя серьезные риски по гарантиям, то скидка по «горящим» турам может превысить классический двадцатипроцентный уровень.

«Сыр» со скидками

Известная поговорка о бесплатном сыре, который бывает лишь в мышеловке, относится только к так называемым «копеечным» турам. По мнению специалистов, скидки существенно влияют на качество «сыра» лишь в том случае, если они превосходят все мыслимые пределы. Так, недельный стодолларовый тур в Египет или Турцию – это откровенный «мышеловочный» сыр. Но он не имеет ничего общего с недельными «горящими путевками» в тот же Египет, не опускающимися за двухсотдолларовую границу. Даже при максимальных скидках на горящие ярким пламенем туры нельзя за $99 приобрести достойный недельный тур в Турцию.

Того, кто купил подобный «копеечный» тур, как правило, ожидают проблемы. Так, время вылета может оказаться очень неудобным – три часа утра, например. А приехав на курорт, турист может обнаружить, что условия проживания не соответствуют устным обещаниям сотрудников фирмы и даже уровню отеля, обозначенному в ваучере: вместо обещанного трехзвездочного отеля ему предложат двухзвездочный, а вместо системы «все включено» – полупансион, да еще окажется, что качество обслуживания оставляет желать лучшего.

Так, в Управление по защите прав потребителей поступили жалобы на некачественно организованный ЗАО «Универсальное агентство по продаже авиаперевозок» отдых в Турции. Туристов поселили в отель, который по уровню был ниже обещанного при покупке тура и обозначенного в ваучере: две звезды вместо трех. В ходе проверки также было установлено, что туроператор при организации этого тура не составлял договоров с клиентами о предоставлении услуг.

Лотерея «Фортуна»

С помощью акции «Фортуна» можно, заплатив за трехзвездочную гостиницу, получить номер в пятизвездочной.

«Фортуна» «родилась» в Испании и представляет собой систему продаж, по которой незаполненные номера отелей высокой категории продаются по цене категорий более низких, но без права выбора со стороны клиентов. Это тоже своего рода распродажа, и поэтому для клиента главное – вовремя узнать о том, что в турфирме проходит акция «Фортуна», и поучаствовать в ней. В компании «САМ» такая акция периодически проводится с 2000 года, в «Гамалии» – с 2001. В настоящее время большая часть турфирм последовала примеру первопроходцев.

«Туры типа «Фортуна» не реализуются постоянно. Они выставляются на продажу при условии замедления темпов загрузки гарантированных мест на рейсах и в отелях, а также с целью снижения рисков и потерь компании, – рассказывает Сергей Дудка. – На долгосрочных чартерных программах «Фортуна» выставляется для стимулирования продаж в течение определенного периода (в основном это начало и завершение программы). При этом выбирается одна-две взятые под гарантию гостиницы, если по данным гостиницам отмечается недостаточная загрузка и существует финансовая целесообразность реализации мест по сниженной стоимости».

«Начиная с июня нынешнего года на протяжении четырех месяцев при поездках в Испанию проводилась акция «Фортуна», – рассказывает начальник отдела корпоративного обслуживания клиентов туристической компании «Гамалия» Валентина Глущенко. – Эта акция заключалась в том, что клиенты, покупая туристический пакет, оплачивают минимальную стоимость номера 2-3-звездочного отеля, а информацию об отеле, в котором будут проживать, получают за два дня до вылета. Соответственно их расселяют в номера отелей более высокого класса – четырехзвездочного, четырехзвездочного-плюс. Тех, кому особенно «подфортунило», поселяли даже в апартаменты».

Как известно, удача (фортуна) весьма изменчива. Не лишена подвохов и акция «Фортуна». Так, в Управление по защите прав потребителей периодически поступают жалобы, относящиеся к этой акции. Их основной предмет: несоблюдение выбранного туристом конкретного региона или курорта. Например, турист покупает «Фортуну» по Турции с указанием определенного региона (Кемер), а поселяют его в Алании, которая изначально туристу не подходила. К тому же поселение в несоответствующем договору регионе или курорте может сопровождаться неприятными для туристов обстоятельствами, такими как, скажем, многочасовое сидение на чемоданах в аэропорту. Впрочем, речь идет в данных случаях не столько о свойствах «Фортуны», сколько о несоблюдении операторами и их зарубежными партнерами условий договора. При этом фирма-туроператор нарушает действующее законодательство, по которому она может изменить длительность и маршрут тура, класс обслуживания, вид транспортного обслуживания или увеличить стоимость тура больше чем на 5% только при согласии туриста и уведомлении его об этом не позднее чем за 20 суток до начала тура.

Конечно, такого рода проколы не являются массовыми и объясняются недоработками принимающей стороны или несогласованными действиями украинской турфирмы и ее зарубежного партнера. По мнению специалистов Управления по защите прав потребителей, крупные турфирмы не позволяют себе подобных оплошностей. Зачастую такие недоработки – удел мелких операторов рынка, которые иногда даже сворачивают свою деятельность после ряда экономических санкций Управления по защите прав потребителей, последовавших после жалобам туристов.

Детское счастье

Для хитовых направлений – Турция, Египет и т. д. – характерны бесплатные детские авиабилеты и места в отелях. Турфирмы охотно идут на этот шаг, чтобы привлечь семейную клиентуру. «Учитывая высокую долю именно семейного отдыха в общей реализации туров, мы всегда подбираем для наших клиентов несколько отелей, которые дают стопроцентную скидку для детей любого возраста, – рассказывает Сергей Дудка. – То есть при покупке тура на семью оплачивается только проживание в отеле родителей, а заезжающий с ними ребенок получает бесплатное место. Более того, в нынешнем летнем сезоне на турецком направлении мы практиковали бесплатный перелет для детей, что значительно увеличило процент семейного отдыха». К подобному поощрению семейного туризма прибегают и другие турфирмы. Дополнительным бонусом являются специальные подарки и призы, которые получают многие семейные пары, выбравшие египетское направление.

Четыре золотых правила

Правило первое: при покупке тура необходимо прежде всего узнать о предложении дня, спецпредложении или last minute.

Правило второе: не помешает заранее просчитать возможные демпинговые направления. Как уже говорилось выше, в настоящее время таковыми являются: Испания, Египет, Турция и Тунис.

Правило третье: при общении с турфирмой следует поинтересоваться, проходит ли в ней акция «Фортуна». Правило четвертое – для клиентов с детьми: выбирайте туры с льготными условиями для ваших чад (с бесплатным проездом и размещением в отеле). А таких туров предлагается более чем достаточно.

Советы туристам от Управления по защите прав потребителей

В договоре между туристом и турфирмой должны быть указаны: объем, условия и качество услуг, порядок оплаты и расчетов, срок действия, права и обязанности той и другой стороны, ответственность турфирмы за невыполнение или некачественное выполнение условий договора. Договор считается заключенным с момента оплаты стоимости тура и выдачи туристу или руководителю группы туристического ваучера.

При этом в программе тура должны быть указаны: название страны, маршрут, срок тура, информация о времени выезда из Украины и прибытия в страну путешествия, заезда и выезда из отеля; о трансфере; расписание экскурсий на каждый день и их тематика, порядок расчета за дополнительные экскурсии, режим питания в дни экскурсий, название, местонахождение и номер телефона как туроператора, так и его иностранного партнера, а также данные о руководителе туристической группы.

В случае непредоставления или предоставления в неполном объеме обозначенных в договоре услуг – по своей вине или по вине партнера – субъект туристической деятельности должен возместить туристам нанесенные им убытки. При этом вопрос о возмещении моральных убытков решается только в судебном порядке.

Залишити відповідь