«У меня не опускаются руки, и я продолжаю заряжать оптимизмом и энергией своих сотрудников»

Спроси сегодня москвича в возрасте от 18 до 50 лет, с каким образом у него ассоциируется телеканал «Дождь», и наверняка услышишь в ответ: «Молодой прогрессивный канал для неравнодушных людей, в корне отличающийся от своих маститых конкурентов – НТВ, РТР и др. Канал, чьи сотрудники постоянно ломают все мыслимые и немыслимые стереотипы».

Телеканал «Дождь. Optimistic Channel» действительно молод. Он запустился в 2010 г. буквально в самый разгар финансового кризиса. Костяк канала состоит из журналистов, никогда ранее не работавших на телевидении. Как знать, возможно, именно по этой причине они способны воспринимать мир незашоренно и, пользуясь различными мультимедийными технологиями, с удовольствием делятся увиденным со зрителями.

Сегодня телеканал охватывает вещанием 23 млн. домохозяйств по всему миру. Программы «Дождя» транслируют спутниковые провайдеры и операторы кабельных сетей США, Канады, Грузии, Латвии и других стран. Их можно смотреть на сайте вещателя, а начиная с осени 2013 г. – и через специальный мультимедийный сервис Divan.tv (Украина). Причем, по словам Натальи Синдеевой, идеолога и генерального директора «Дождя», украинский сервис будет обеспечивать трансляцию не только в нашей стране, но и в России. Мы расспросили Наталью о том, кто влияет на выбор форматов и тематики программ, как строится операционная работа вещателя в целом и какие новые технологии, помимо просмотра через мультимедийный сервис Divan.tv, собираются предложить на «Дожде» зрителям в ближайшем будущем.

Наталья, сколько времени в сутки вы смотрите телевизор?

Могу подсчитать. Просыпаюсь в 7 – включаю телевизор, готовлю завтрак, собираю дочку в школу… Приезжаю на работу в 9-10, тоже включаю телевизор, правда, он служит для меня фоном, как радио, работает на очень маленькой громкости или вообще без звука. Днем смотрю телеканал как генеральный директор, а вечером дома как зритель – то, что интересно. В общем получается 16-18 часов в день.

Я почти не успеваю смотреть другие каналы. Мне искренне нравится то, что мы делаем, а если что-то не нравится, то я выношу это на обсуждение, спрашиваю у ребят. Они: «Нам тоже не очень». Дальше смотрим по рейтингам, цифрам. Если они грустные – переформатируем программу или закрываем проект. Это значит, что мы не угадали, не попали. Как правило, мнение зрителей совпадает с нашими ощущениями. Наши зрители очень похожи на нас, поэтому если нам что-то не нравится, значит не понравится и им.

В одном из интервью вы сказали: «Мы поняли, что зрителям больше всего интересны новости, и стали двигаться в этом направлении. Просто на ощущении, интуиции. А если новости, то там все: и политика, и социалка, и экономика». Какие новости интересны лично вам?

Мне интересно про жизнь, про то, что сейчас окружает меня и моих близких. От серьезных политических и экономических вопросов до культуры, выставок, моды, поддержки социальных проектов. Вот в России началась политическая жизнь, проснулся креативный класс, люди стали выходить на улицы, митинговать, требовать соблюдения своих прав – для меня это важно. И «Дождь» рассказывает об этом зрителям. Или недавно в Москве проходил первый большой городской марафон, мы бежали, заняли третье место – и тоже об этом рассказываем. Или Михаил Куснирович (российский бизнесмен, основатель Bosco di Ciliegi. – Прим. ред.) разбивает на Красной площади цветочную поляну – это нам тоже интересно.

Нам очень важно найти свой взгляд на ту или иную новость, свой ракурс  подачи. Мы даем много экспертных оценок, чтобы у зрителя была возможность самому сделать выводы. И хочется, чтобы наши новости были полезными. Мы рассказываем о том, что повлияет на нас завтра, чтобы после просмотра наших новостей зрители знали, куда пойти, к кому обращаться или что обязательно нужно посмотреть.

Сотрудники, работающие рядом с вами, разделяют ваши ценности и ваш подход к работе?

Мне кажется, да. У нас удивительная команда, в которой собрались люди с более или менее одинаковыми ценностями и взглядами на жизнь. При этом, принимая кого-то на работу, мы не спрашиваем: «За кого ты ходил голосовать?». Просто так интуитивно складывается.

Менялись ли критерии отбора сотрудников к вам в команду за последние три года?

С одной стороны, набирать сотрудников только по таким критериям, как профессионализм, мастерство, – это мечта. Но очень сложно найти людей, которые, обладая всем этим набором качеств, подходили бы под специфику работы именно на нашем телеканале, смогли бы органично влиться в наш рабочий процесс. У нас большинство сотрудников – универсальные солдаты, выполняющие свою работу и «за того парня». И не все профессионалы, особенно с большого телевидения, способны выдержать такой темпоритм.

Мне очень нравится озвученная кем-то мысль: «Я уже могу себе позволить принимать на работу тех людей, с которыми мне приятно будет поужинать». Вот  и я так стараюсь.

Сколько всего сотрудников, штатных и внештатных, с вами сейчас работает?

Около 300. Это без «Слона» и «Большого города». У них отдельные редакции.

Часто идеи и форматы новых программ вам в первую очередь подсказывали зрители. А приходят ли к вам сотрудники с идеями новых передач?

Да, многие приходят. Но, как правило, если у человека есть идея, он знает, что должен не просто прийти и поделиться ею, а рассказать, как ее воплотить в жизнь, и быть готовым взяться за это. Вот, например, Аня Монгайт – в новом сезоне у нее запустилась программа про культуру «Монгайт». Это ее идея, она сама вместе с продюсерами делала ее от и до. Ксения Собчак приходит со своими идеями – сейчас, помимо программы «Собчак живьем», мы готовим с ней новый проект. Что-то рождается в переговорах, совещаниях, когда мы пытаемся отвечать на вопрос, чего нам не хватает и чего еще от нас ждет зритель.

На пресс-конференции, посвященной началу сотрудничества «Дождя» и Divan.tv, вы упомянули о том, что у канала в Украине есть достаточно большой пул сотрудников. Когда происходит что-то значимое, они помогают вести трансляцию…

Своих корреспондентов у нас в Украине нет. Но мы работаем с украинскими журналистами, которые всегда готовы нам помочь. Это наработанные нашей редакцией связи и знакомства.

А есть ли на канале специальный  человек, занимающийся вопросами брендинга?

Все в руках идеолога, создателя проекта. Я уверена, что Андрей Колодюк (руководитель Divan.tv. – Прим. ред.) все придумывает сам. И брендинг в том числе. Конечно, есть люди, которые помогают, но переломить меня, если я что-то вижу определенным образом, практически невозможно. Вот, например, розовый цвет канала… Все мне говорили: «Что ты делаешь? Это что – женский канал будет?». Вы даже не представляете, как люди были против! Но мне хотелось именно розовый, потому что у меня было такое состояние души. И не так давно на встрече с дизайнерами Британской школы дизайна мне сделали очень крутой комплимент. Художники, самые снобские, продвинутые, сказали: «Вы знаете, вам удалось изменить отношение к розовому цвету в дизайне!». Это было невероятно приятно.

К запуску нового сезона я привлекла Юрия Грымова. Помимо новых проектов, он занимался и переоформлением канала, перерисовывал его. Я, конечно, утверждала эскизы, но все равно в этом очень много его творчества. Юрия, как и меня, очень сложно переломить: если художник так видит, значит так будет. Поэтому мне немного страшно, но посмотрим, что из этого получится. Это такой эксперимент над собой: стоит слушать только себя, или можно еще кому-то доверять.

Ваша позиция по вопросу так  называемого социального ТВ? Планируете ли использовать его  технологии в своей работе?

О социальном ТВ – соединении соцсетей с телевидением – очень много говорят в последнее время. В том числе о том самом модном second screen (втором экране). Мы думали заказать разработчикам софт, который написали бы специально для нас, и в какой-то момент поняли, что это в принципе – придуманная история. Потому что сейчас это и так работает. Ты смотришь телевизор в телевизоре или на iPad, но в то же время держишь в руках телефон, пишешь в Twitter или постишь в Facebook, делишься с друзьями ссылками. И, кроме телефона или компьютера, тебе ничего больше для этого не нужно. Если к нам придет кто-то с уже готовой технологией, мы попробуем оттестировать ее и посмотрим, насколько это действительно уникально и необходимо. Это интересно, если есть какие-то дополнительные опции. Условно говоря, вы – любитель кошек, и программа будет сама отбирать вам материалы по теме и оповещать вас о них. В принципе, мы одни из первых начали активно использовать соцсети и как интерактив со зрителем, и как источник новостей, и как составляющую эфира. Этот наш опыт достаточно давний и успешный.

Вы создали прекрасный канал для живой, активной, думающей аудитории. Что мешает ему стать прибыльным? И как вам удается поддерживать энтузиазм в себе, развивая и финансируя замечательный проект, срок окупаемости которого пока не виден?

Надеемся, что уже в следующем году мы сможем выйти на точку безубыточности. Понимаете, мы не совсем развиваемся в рыночных условиях. Например, у нас не случилось несколько больших контрактов – по независящим от нас причинам. Но по всем показателям мы растем.

Сегодня наша аудитория в телевизоре – более 11 млн. зрителей в месяц, в интернете – 2-3 млн. посетителей ежемесячно. Рекламодатели с удовольствием размещаются у нас, поскольку они поняли, что такой качественной аудитории, как на «Дожде», больше нигде нет. Мы одни из первых сделали ставку на мультимедийность и начали продавать рекламный инвентарь не только в эфире, но и в интернете, делать спецпроекты под клиента. Запустили платную подписку на сайте, и очень хочется надеяться, что эта история получит активное развитие и люди будут платить за качественный легальный контент (годовая подписка на «Дождь» на сайте стоит 1 тыс. руб.; предусмотрены разовые покупки в размере 30 руб. за доступ в прямой эфир на сутки. – Прим. ред.). Если к концу года выполним план – это будет означать, что наши продажи по отношению к прошлому году выросли в два раза. А мы близки к этому. Ни один телеканал не развивается сегодня такими темпами, как «Дождь».

У меня не опускаются руки, и я продолжаю заряжать оптимизмом и энергией своих сотрудников, потому что чувствую: общий рыночный тренд – наш. Неэфирное ТВ с каждым годом развивается активнее, мы делаем интересные проекты, привлекаем новых авторов, которые не появляются на других каналах. Я верю, что у нас все получится, потому что сейчас «Дождь» по всем показателям – самый динамично развивающийся медиапроект в России.

Оптимистичный медиаменеджер и медиасобственник

Наталья Синдеева, российский издатель и медиаменеджер.

Родилась в 1971 г. в Мичуринске (Тамбовская обл.).

По образованию учитель младших классов и математики.

Переехав в Москву из Мичуринска, работала над ночным шоу в бассейне, на телеканале «2х2» продюсером программы «Тысяча и одна ночь» и наконец пришла на радио. Была совладелицей, генеральным продюсером и коммерческим директором радиостанции «Серебряный дождь». Считает, что построила эту станцию для богатых и умных, а не молодых и ленивых. Лауреат премии «Медиаменеджер России-2004».

В настоящее время – генеральный директор телекомпании «Дождь. Optimistic Channel». Телеканалом, а также порталом Slon.ru владеет совместно с мужем Александром Винокуровым. Ей принадлежит также журнал «Большой город».

В 2012 г. «Дождь» участвовал в конкурсе на получение федерального статуса – включение в состав мультиплекса цифрового телевидения. Но в него канал не пустили.

Около двух третей эфирного времени «Дождя» передачи идут в прямом эфире, некоторые из них впоследствии многократно повторяются в записи. В программе есть новости, аналитика, дискуссии, авторские программы, концерты, художественные чтения, эксперименты в прямом эфире, а также документальные фильмы на остросоциальные темы, видеоарт, социальные проекты, истории о людях и событиях, изменивших мир, повлиявших на общество.

В октябре Александр Винокуров заявил о том, что «Дождь»  и Slon.ru могут объединиться. После этого акции компании могут быть размещены на Московской бирже. Кроме того, рассматривается вариант продажи активов в пользу одного или нескольких инвесторов, хотя вопрос о привлечении дополнительных инвестиций «сейчас не принципиален», утверждал совладелец.

Вместе с тем чистый убыток «Дождя» в 2012 г. сократился в полтора раза и составил 124,4 млн. руб. (209,5 млн. руб. по итогам 2011 г.). При этом выручка телеканала в минувшем году возросла до 285,6 млн. руб. (в 2011-м – 77 млн. руб.).

Slon.ru принес чистый убыток в размере 17,2 млн. руб. в 2012 г. против 24,5 млн. руб. в 2011-м. Его выручка увеличилась с 46,5 млн. руб. в 2011 г. до 89,7 млн. руб. «Большой город» увеличил чистый убыток в полтора раза – до 45 млн. руб.

 

Залишити відповідь