Законы, которые отчасти изменили бизнес в 2013 г.

Закон №314-VII от 23 мая 2013 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по выполнению Плана действий по либерализации Европейским союзом визового режима для Украины относительно ответственности юридических лиц»

В отечественном праве введено понятие «уголовная ответственность юридических лиц».
До последнего времени на постсоветском пространстве юрлица признавались субъектами гражданской, хозяйственно-правовой и административной ответственности, то есть не всех видов юридической ответственности. Кроме того, одной из фундаментальных основ украинского уголовного права была именно индивидуализация уголовной ответственности и наказания преступника.

Не отвергая уместных аргументов в пользу законодательной новеллы, вынужден выразить опасения относительно светлых ожиданий, связанных с практическими аспектами воплощения ее в жизнь (закон вступит в силу 1 января 2014 г.). В сегодняшних условиях норма с большой вероятностью станет новым мощным инструментом давления на бизнес.

Закон №407-VII от 4 июля 2013 г. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины относительно финансовых векселей»

В соответствии с положениями закона, вступившего в силу 8 августа этого года, временно до 1 января 2014 г. налогоплательщик имеет право по собственному желанию получить бюджетное возмещение НДС в виде альтернативного финансового инструмента – финансового казначейского векселя. Его выдача приравнивается к выдаче налогоплательщику суммы бюджетного возмещения путем перечисления средств с бюджетного счета на его счет.

Срок обращения векселей – до пяти лет, доходность – 5% годовых. Выплата дохода по векселям будет происходить в момент их предъявления к оплате.

Предполагается, что первоочередной целью законодателя было закрепление легальной возможности отсрочки погашения бюджетной задолженности.  Но неопределенность и противоречивость некоторых положений закона создают благоприятные условия для их произвольного толкования как органами ГНС Украины, так и субъектами хозяйствования.

Закон №408-VII от 4 июля 2013 г. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования»

Документ вступил в силу 1 сентября текущего года.

Очередной «антиофшорный» закон, основной задачей которого определена борьба с минимизацией налогообложения путем осуществления контроля за цено­образованием при проведении операций между связанными лицами внутри Украины, а также за внешнеэкономическими операциями с резидентами стран с низким уровнем налогообложения.

Законом существенно изменен установленный Налоговым кодексом перечень операций, в отношении которых применяются правила трансфертного ценообразования. Он обязывает компании, осуществлявшие в течение предыдущего года контролируемые операции (в законе есть их определение), подавать в Миндоходов до 1 мая следующего года в электронном виде (с электронными подписями и печатями) отчет о контролируемых операциях, совершенных в прошлом году. Министерство имеет право выполнять специальную проверку трансфертных цен в случае непредставления достоверных отчетов и документации, а также обнаружения контролируемой операции.

Непредставление отчета о контролируемых операциях наказывается штрафом в размере 5% от их суммы. Выявление налоговыми органами отклонения цен контролируемой операции от уровня обычных (рыночных) цен влечет за собой наложение штрафа в размере 25% от суммы налога, подлежащего к уплате на сумму корректировки. Но до 1 сентября 2014 г. такой штраф составляет 1 грн. независимо от суммы корректировки.

Законы №421-VII «Об утилизации транспортных средств» и №422-VII от 4 июля 2013 г. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств и совершенствования некоторых налоговых норм»

С 1 сентября произведенные за рубежом автомобили облагаются утилизационным налогом. Как результат – существенное подорожание для украинских покупателей практически всех иномарок.
Отечественные производители с полным циклом производства (включая сварку и окраску), а также заводы, осуществляющие промышленную сборку машин, освобождаются от уплаты сбора при условии гарантирования самостоятельной утилизации и создания необходимых мощностей.

Залишити відповідь