Положения нового закона о банкротстве, а также приказы Министерства юстиции крайне усложняют выполнение арбитражными управляющими профессиональной деятельности, что приводит к существенному сокращению количества таких специалистов.
Такое мнение агентству "Интерфакс-Украина" высказал председатель ВСРО "Украинская Палата Арбитражных Управляющих" (УПАУ) Анатолий Родзинский.
Он отметил, что на момент принятия Минюстом полномочий государственного органа по вопросам банкротства в ноябре 2011 года было зарегистрировано более 2800 арбитражных управляющих, на момент вступления в силу нового закона о банкротстве в январе 2013 года – 2300 арбитражных управляющих, на начало 2014 года – чуть более 1700. При этом в 2014 году в автоматизированном отборе судами арбитражных управляющих будут принимать участие только 863 арбитражных управляющих.
"Такое небольшое количество (арбитражных управляющих) является индикатором состояния, в котором сейчас находится все банкротство в Украине. Основная причина, по которой исчезают арбитражные управляющие – это отсутствие возможности, для подавляющего большинства из них, честно заработать. Минюст не только не защитил интересы арбитражных управляющих при принятии нового закона о банкротстве, но и сознательно создал невыносимые условия для работы арбитражных управляющих ", – сказал А.Родзинский.
По его словам, в частности, согласно приказам Минюста, арбитражный управляющий, не зависимо от того, назначен он судом в деле о банкротстве, или нет, должен иметь минимум двухкомнатный офис и наемного сотрудника. При этом офис должен быть оборудован сигнализацией, железной дверью, интернетом, факсом.
"Если выполнить это требование, то арбитражный управляющий на аренду офиса должен тратить минимум 5-8 тыс. грн ежемесячно в зависимости от региона Украины. Это проблема не имела решения, пока УПАУ не придумало снимать офисы в складчину, и предложило их для формального выполнения требований Минюста, по 500 грн в месяц. Пока они есть только в Киеве, Харькове и Донецке – этот проект для нас убыточный. С одной стороны мы не может открыть такие офисы арбитражных управляющих во всех городах, с другой – большинство арбитражных управляющих не могут тратить даже 500 грн на аренду", – сказал он.
Кроме того, А.Родзинский отметил проблемы с необходимостью один раз в два года проходить повышение квалификации, которое с ноября 2013 года осуществляет обучающий центр Минюста в Киеве.
"Если арбитражный управляющий не повысил квалификацию, он лишается свидетельства. Ранее семинары по повышению квалификации могли проводить высшие учебные заведения, ВСРО арбитражных управляющих и обучающий центр Минюста. Арбитражные управляющие могли пройти повышение квалификации по месту своего жительства, стоимость такого обучения составляла около 900 грн. В ноябре 2013 года Минюст издал приказ, которым монополизировал право на проведение таких семинаров за обучающим центром Минюста в Киеве. Цена за обучение возросла до 2300 грн, но с учетом того что обучение проходит пять дней и иногородний арбитражный управляющий должен где-то жить, питаться и как-то доехать он еще потратит минимум 5 тыс. грн. Итого повышение квалификации подорожало с 900 грн до 8 тыс. грн", – сказал он.
А.Родзинский отметил, что в 2013 году повышение квалификации должны были пройти 400 арбитражных управляющих, из них прошло всего 200. В 2014 году повышение квалификации должны пройти оставшиеся 1300 арбитражных управляющих.
При этом, по словам А.Родзинского, новый закон о банкротстве существенно ограничивает доходы арбитражных управляющих.
"По новому закону о банкротстве арбитражный управляющий должен платить 15%-й налог на доходы физлиц и единый социальный взнос в Пенсионный фонд. Заработать арбитражный управляющий может две минимальные зарплаты с одного дела о банкротстве, а это около 2500 грн в месяц, из них после выплаты налогов остается 1300 грн", – сказал он.
В то же время, глава УПАУ отметил, что "вознаграждение арбитражному управляющему за продажу имущества или взыскание долга и погашение требований кредиторов получить невозможно, потому что по новому закону о банкротстве он в пятой очереди, т.е. выплачивается после погашения всех требований всех кредиторов".
"Случаев, когда в процедурах банкротства погашались все требования менее 0,01%, а это значит, что более чем 1500 грн в месяц с дела о банкротстве арбитражному управляющему не увидеть. К тому же процедура банкротства построена таким образом, что он может их вообще никогда не получить, проводя за свой счет оценку, сохраняя имущество и т.д. Нет никакой гарантии что ему эти затраты будут компенсированы", – сказал он.
Кроме того, А.Родзинский остановился на деятельности дисциплинарной комиссии Минюста.
"Если арбитражный управляющий назначен судом на "интересное" дело о банкротстве, то есть очень большая вероятность, с помощью проверок Минюст аннулирует ему свидетельство для того чтобы на это дело был назначен кто-то другой. Дошло до того что Минюст аннулирует свидетельства даже там где он никак и ни при каких обстоятельствах не может этого сделать", – сказал он.
По словам А.Родзинского, в частности, используя подобный механизм, в конце 2013 года ведомство аннулировало свидетельства о праве осуществления деятельности арбитражного управляющего семи специалистам.
При этом, выполняя закон о банкротстве, арбитражные управляющие вынуждены за собственный счет страховать ответственность за возможное нанесение ими убытков, отметил А.Родзинский.
"Большинство арбитражных управляющих не видят перспектив. Из-за приказов Минюста они должны нести большие расходы, доходов же из-за того, что Минюст не отстаивал их интересы при принятии нового закона о банкротстве, тоже нет", – сказал он.
Как сообщалось, закон о восстановлении платежеспособности должника и признании его банкротом (закон о банкротстве – ИФ) вступил в силу 19 января 2013 года.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».