В чем состоит преимущество польского финансового рынка? В стране созданы условия, благоприятные для инвестирования «пересічних громадян» в акции компаний, вращающихся на Варшавской фондовой бирже. Брокеры не чураются работать с мелкими инвесторами, предлагая им определенную инфраструктуру доступа к рынку. Также есть форумы, на которых инвесторы обсуждают работу компаний и т. д. Лично мне с профессиональной точки зрения очень интересно, что пишут польские граждане о нашей компании.
Теперь о самом важном – общении с инвесторами в моменты, несущие для компании определенный негатив. Приведу пример организации, честь которой я защищаю. К сожалению, с декабря 2010 г. группа Милкиленд столкнулась с рядом рисков, описанных в проспекте эмиссии. Это обычная практика, когда компания, выходя на биржу, описывает для инвесторов определенные риски, которые могут тем или иным образом повлиять на ее бизнес.
Свыше 60% выручки мы получаем из России в основном за счет экспорта украинского сыра на российский рынок. Все, наверное, слышали о недавней сырной войне, когда Роспотребнадзор на два месяца остановил среди прочего и экспорт нашего производственного актива – завода Менский сыр в Украине. Это существенный риск для компании. Далее. На протяжении последних трех лет как на украинском, так и российском рынке, где также есть наши производственные активы, происходит существенный рост цен на сырое молоко. Безусловно, для компании- переработчика, в себестоимости которой оно составляет более 50%, это является определенным риском. И последний риск, о котором я хотел бы упомянуть, – предпринятая украинским правительством в 2011 г. попытка пересмотреть механизм предоставления субсидий производителям молока. С изменением механизма ничего не получилось, тем не менее по итогам 2011 г. субсидия была фактически сведена на нет, выплаты упали более чем на 90%.
Что главное в ситуациях, когда ты сталкиваешься с тем, что инвестор может воспринять как риск для компании? Прежде всего не молчать. Безусловно, инвестор так или иначе получит информацию о происходящем у тебя в компании. Но если ты не выдашь на рынок собственную интерпретацию всех событий, за тебя это сделают другие. И не обязательно с той точки зрения, которую ты считаешь правильной. Поэтому, когда происходят сложности и определенные, возможно, даже неприятные события в жизни бизнеса, в первую очередь финансовый департамент компании должен оценить, как все это может повлиять на доходы бизнеса. В принципе, будет целесообразным донести эти цифры инвесторам.
Вторым важным моментом в данный период является сканирование окружающего пространства и реагирование на все комментарии по поводу сложившегося. К сожалению, случается такое, когда и представители СМИ, и некоторые аналитики искажают многие факты. Безусловно, я не хочу сказать, что мы не приемлем никакую альтернативную точку зрения, люди имеют право на свое мнение. Тем не менее, когда искажаются факты и приводятся высосанные из пальца цифры, когда люди начинают нагнетать обстановку и превращать обычные бизнес-процессы в апокалиптические сценарии, то компания должна, во-первых, пообщаться с людьми напрямую, и во-вторых, обязательно высказать свою точку зрения на происходящее.
Ну, и последнее. Когда ситуация подходит к своему завершению, необходимо зафиксировать, с чем компания вышла из нее. Для чего это нужно? Чтобы инвесторы могли оценить, как их начальные прогнозы совпадают с фактически сложившейся ситуацией, когда они из нее выходят.
Привожу конкретный пример. Если ты, столкнувшись с конкретной проблемой, сказал инвесторам о том, что она будет тебе стоить 5% EBITDA на протяжении текущего года, а оказалось, что по завершении всего ты потерял 3%, то, наверное, все понимают: бизнес хорошо управляем, и, сталкиваясь с кризисом, компания анализирует, ничего не приукрашая.
Всем моим коллегам – IR-менеджерам, и тем, кто имеет дело с финансовым рынком, – хочу сказать: никогда не пытайтесь обмануть этот рынок, потому что в следующий раз, когда вы придете за деньгами, вам их никто не даст. Ну и, в принципе, обманывать вообще по жизни нехорошо.