Отсутствие реформ, а не упрямство ЕЦБ повышает риски дефляции для еврозоны- WSJ

Нежелание Европейского центрального банка (ЕЦБ) принимать более решительные меры для снижения рисков дефляции вызывает много критики, поскольку аналитики опасаются повторения ситуации, возникшей в Японии более десяти лет назад, однако они забывают про ряд очень важных различий, пишет европейский обозреватель газеты The Wall Street Journal Саймон Никсон.

В декабре темпы роста потребительских цен в еврозоне составили 0,8%, что значительно ниже целевого показателя, установленного ЕЦБ на уровне в 2%. В Греции уже наблюдается дефляция, тогда как в Испании, Португалии и Ирландии повышение цен составляет 0,2-0,3%. В связи с этим некоторые эксперты считают, что в экономике еврозоны может наступить дефляция, как в Японии в начале 1990 годов, когда падение цен привело к длительной стагнации. Потребители откладывают покупки, потому что ожидают дальнейшего падения цен, что сказывается на темпах экономического роста и выливается в увеличение госдолга.

Неделей ранее директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард призвала центробанки мира активнее бороться с дефляцией, которая угрожает восстановлению экономики. И мало кто сомневается, в чей адрес прозвучал этот призыв. Хотя, по мнению МВФ, риск дефляции представляет реальную угрозу, некоторые экономисты полагают, что это утверждение является спорным. Сам ЕЦБ ожидает, что темпы роста потребительских цен в течение длительного периода времени будут находиться на уровне 1%, но не перейдут к снижению.

Даже если в некоторых странах еврозоны на некоторое время наступит дефляция, это не обязательно следует рассматривать как негативный фактор, отмечает С.Никсон. В валютном союзе, где невозможно таргетировать инфляцию в какой-либо отдельной взятой стране, коррекция цен может быть необходима, чтобы экономика вновь стала конкурентоспособной. Так, Швейцария часто сталкивается с периодическим снижением цен, в 19-м веке это явление наблюдалось в Великобритании. При этом немаловажное значение имеет тот факт, что европейские потребители ожидают среднесрочную инфляцию на уровне 2%.

Тем не менее, риск дефляции в еврозоне очевидно не нулевой, и если бы ЕЦБ был центробанком, подотчетным одному правительству, вероятно, он бы уже предпринял шаги в сторону смягчения денежно-кредитной политики, включая запуск масштабной программы покупки активов. Кроме того, текущие экономические условия в Греции и большинстве стран юга Европы требуют отрицательных реальных процентных ставок – стоимости заимствования с коррекцией на инфляцию.

Критики предостерегают, что если ЕЦБ не начнет действовать сейчас, то он рискует повторить ошибки Банка Японии, который не достаточно поспешно принял меры, чтобы предотвратить наступление в стране дефляции. Однако они упускают один важный момент: вина за спад темпов роста японского ВВП и возникновение дефляции в стране лишь частично лежит на Банке Японии. Проблемы в японской экономике обусловлены ошибками в политике властей, которые не смогли реализовать реформы, чтобы восстановить равновесие в экономике. Поэтому руководители ЦБ еврозоны настаивают, что все, что они могут сделать – это помочь политикам, компания и домохозяйствам выиграть время, чтобы те внесли необходимые изменения в свои бюджеты и сделали их более устойчивыми.

На рекапитализацию японских банков ушло более десяти лет, в течение которых экономика страны испытывала неудовлетворенную потребность в кредитовании. Трудовое законодательство Японии и рабочие практики являются негибкими, в результате чего сложилась ситуация, при которой множество молодых специалистов устраивается по временным контрактам, тогда как с сотрудниками постарше заключаются солидные постоянные контракты.

Несмотря на сокращение численности населения и его стремительное старение, Япония по-прежнему держит закрытыми двери для иммигрантов, тогда как уровень участия женщин в рабочей силе крайне низок, как и размер детских пособий. Более того, как государственный, так и частный сектор стран страдают от непотизма (семейственность, покровительство по службе – ИФ), а корыстные интересы решительно отбивают все атаки на сложившуюся структуру.

Некоторые страны еврозоны, не желая повторять ошибок Японии, уже представили пакеты структурных реформ, в которые включена рекапитализация банковских систем. В Великобритании, Ирландии, Португалии, Испании уже наблюдаются сигналы решительных действий властей по реализации изменений. Однако большинство стран Европы, как и Япония, остаются подверженными непотизму, коррупции, корыстным интересам и засилью бюрократии. И это представляет куда более значительные долгосрочные риски для экономического роста еврозоны и перспектив дефляции, чем нежелание ЕЦБ запускать программу покупки активов, подчеркивает С.Никсон.

Например, в Италии, которая крайне нуждается в реформах, правительство Энрико Летты, как и его предшественника Марио Монти, парализовано, поскольку не обладает достаточной силой, чтобы противостоять корыстным интересам, которые блокируют реформы. Во Франции, где президент страны Франсуа Олланд удивил многих жесткими заявлениями о необходимости проведения реформ, процесс изменений сильно затормозился из-за разногласий между работодателями и профсоюзами.

Конечно же, ЕЦБ может и будет действовать в случае повышения рисков дефляции. У ЦБ есть возможности, в числе которых предоставление дешевых кредитов банкам, введение отрицательной ставки по депозитам и запуск программ покупки активов на вторичном рынке. Однако до тех пор, пока еврозона не справится с действительными проблемами, эти меры в долгосрочной перспективе не будут иметь особого значения.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь