ТЕАТР Театральная премия «Киевский счет» отразила театральные предпочтения «акул пера». Оригинальную театральную премию под названием «Киевский счет» вручали 30 сентября в ресторане «Дежа вю». Эту премию можно назвать призом журналистских симпатий, поскольку вручали ее известные театральные критики и журналисты Виталий Жежера и Сергей Васильев вместе с Романом Балаяном, Адой Роговцевой и Романом Виктюком. Словом, собравшаяся на вручении «Киевского счета» публика увидела театр в зеркале прессы. И надо сказать, что масс-медийное отражение театра иногда удивляло даже самих журналистов. Победителей в номинации «лучший продюсер года» – генерального продюсера агентства G.A.L. Оксану Немчук и директора фестиваля «Київ травневий» Алексея Кужельного – можно было «вычислить». Так же, как и то, что лучшим спектаклем года станет «Гамлет. Сны» Андрея Жолдака, поставленный в Харьковском академическом театре им. Шевченко. Лучшим актером сезона за исполнение главной роли в спектакле «Отелло» был вполне справедливо назван Анатолий Хостикоев. Правда, сам лауреат на вручение премии почему-то не явился… А вот то, что еще одним лучшим спектаклем года объявят постановку Центра современного искусства «Дах» «В поисках утраченного времени», не мог догадаться никто. «В поисках утраченного времени» – это даже не спектакль, а захватывающее фольклорное действо, построенное на вовлечении зрителей в происходящее на сцене. Создатели этой постановки – фольклорный ансамбль «Божичи» – не профессиональные актеры, а вдохновенные фольклористы, сумевшие под руководством режиссера Артема Троицкого театрализовать песенные находки своих недавних экспедиций. Впрочем, после победы в номинации «лучший спектакль года» «Божичам» придется ощутить себя именно театральным, а не фольклорным коллективом. Номинация «лучшая актриса сезона» тоже несколько удивила публику. Победительницей в этой номинации стала Галина Ткач, актриса Киевского театра на Подоле. В качестве коронного спектакля победительницы фигурировал «Концерт для рояля в четыре руки» – постановка, без сомнения, интересная, но все же не настолько, чтобы считаться лучшей в сезоне. Можно было вспомнить, к примеру, о «Льве и Львице» Молодого театра с Полиной Лазовой в главной роли или о спектакле Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра «Кто боится?» с Татьяной Круликовской-Хани. Победителей «Киевского счета» награждали авторскими керамическими изделиями, что лишний раз подчеркнуло камерность действа. |
ФЕСТИВАЛИ III Киевский международный фестиваль медиа-искусства (KIMAF) (15-19 октября) Третий по счету Международный фестиваль медиа-искусств, проходящий в Киеве, стремительно расширяет географию участников. Кроме отечественных художников, в нем примут участие проекты из Германии, Австрии, Великобритании, Франции, Голландии, Югославии, Болгарии, Чехии, Боснии и Герцеговины, Латвии и, естественно, Украины. По словам кураторов Наталии Манжалий и Кати Стукаловой, столь стремительная динамика развития фестиваля обусловлена, с одной стороны, все более активным вторжением медиа-технологий в повседневную жизнь, а с другой – тем, что в Украине подросло «компьютерное» поколение как потребителей, так и художников. Если известные западные медиа-фестивали, считает Катя Стукалова, имеют, по крайней мере, двадцатилетнюю историю, Украина в последние годы делает семимильные шаги, пытаясь догнать такие страны, как Австрия, Франция, Германия. И небезуспешно, потому что отечественные художники, работающие с медиа-технологиями, по уровню идей, вполне конкурентоспособны не только на внутреннем, но и на внешнем арт-рынке. Широкая жанровая палитра KIMAF-2002 предполагает аудио- и видеоинсталляции, аудио-перформансы, компьютерную анимацию, концерты электронной музыки, а также кино- и видеопоказы программ известных западных фестивалей. Причем зрители в большинстве случаев не просто могут быть пассивными наблюдателями, а принимать непосредственное участие в развитии действа многих проектов. Наиболее заметные акции KIMAF-2002:
Телефон кураторов фестиваля: 238-2446. |
МУЗЫКА Владимир Крайнев – «Мотор» таких масштабных художественных акций, как Пятый международный музыкальный фестиваль «Владимир Крайнев приглашает». Имя одного из самых знаменитых пианистов современности является безусловным гарантом того, что каждый концерт фестиваля – эстетический эталон. Ведь необъяснимый дар, который называют «даром музыкального общения», позволяющий Владимиру Крайневу с первых минут концерта создавать идеальный контакт со слушателем, распространяется не только на его исполнительское мастерство. Дар человеческого общения делает маэстро центром притяжения, «мотором» задуманных им грандиозных музыкальных проектов. Три фестивальных вечера (12, 13 и 14 октября) посвящены творчеству гениального немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Особо хотелось бы отметить концерт-открытие (12 октября). Участие блистательной Лианы Исакадзе, которая будет солировать в скрипичном концерте, и поистине «звездного» трио солистов (той же Л. Исакадзе, виолончелистки Карине Георгиан и Владимира Крайнева) в «Тройном» концерте композитора обещают превратить вечер в разряд сенсаций музыкального сезона. Концерты 15, 16, 17 и 18 октября маэстро Крайнев задумал как юбилейные монопрограммы Й. Гайдна, Н. Паганини, И. Стравинского и К. Шимановского. Как известно, Владимир Крайнев – не только пианист-виртуоз, но и уникальный педагог. В его классе в Высшей музыкальной академии в Ганновере (Германия) учится талантливая молодежь со всего мира. Исполнительское мастерство его воспитанники продемонстрируют 19 октября на заключительном гала-концерте. Пятый международный музыкальный фестиваль «Владимир Крайнев приглашает» открывается 12 октября в Киеве в Колонном зале им. Н. Лысенко. Концерты будут проходить ежедневно с 12 по 19 октября. Начало в 19.00. |
ВЫСТАВКИ Новые ландшафтыстарого «Заповедника» «Landschaft живописного заповедника» (17 октября-8 декабря, Национальный художественный музей Украины) Выставку «Landschaft живописного заповедника» делают художники, чьи имена находятся на верхних позициях отечественного арт-рейтинга. 10 лет назад они объединились под названием «Живописный заповедник». Название точно отразило ситуацию того времени: в Европе уже почти не осталось художников, декларирующих своей эстетической позицией «чистую» станковую живопись. А группа 8 киевских живописцев как раз это провозгласила своей творческой альфой и омегой. Торжество цвета, работа над светом, живопись, свободная от конкретных сюжетов и социальных тем. Александр Бабак, Марк Гейко, Александр Животков, Павел Керестей, Николай Кривенко, Анатолий Криволап, Сергей Семернин и Тиберий Сильваши были участниками первой выставки «Живописный заповедник-1» в далеком 1991 году. Потом были еще две выставки в 1993 и 1995 гг. Группа сфокусировала потенциал мощнейших художников, которые задали тон и во многом определили новое лицо украинской живописи. Но по разным причинам им как единой группе выставиться не удавалось. Керестей и Семернин уехали за границу, и считалось, что «Живописного заповедника» больше не существует. Идея снова выставиться вместе возникла спонтанно. Однажды, после персональной выставки Александра Бабака, возник вопрос: «А что, если бы участники «Живописного заповедника» выехали на пленэр с темой «пейзаж». Интересно, что из этого получилось бы?». Так возник проект «Ландшафты», а тут вспомнили и о десятилетии. С одной стороны, не такая уж это солидная дата, а с другой – столько за это время сделано. Как говорится, не грех и подытожить. И получилось три огромных зала Национального музея, где будут представлены работы художников разных лет: холсты, на которых, как говорится, едва успели высохнуть краски, и полотна десятилетней давности – история «Заповедника». В открытии выставки примет участие солист фолк-модерн-джаз-группы «R-джаз» Григорий Немировский, который исполнит джазовые импровизации на фортепиано, флейте, саксофоне. А в конце октября в рамках проекта Landschaft состоится премьера авторского фильма Сергея Маслобойщикова «Шум ветра». Открытие выставки – 17 октября в 17.00. Адрес: ул. М. Грушевского, 6. |