«Мы строим банк XXI века»

Этой группе наиболее интересны финтехи – технологические стартапы, бизнес-модель которых строится на использовании инновационных технологий для предоставления финансовых услуг. С точки зрения структуры и даже философии подход Anthemis Group к ведению бизнеса напоминает подход Berkshire Hathaway и нескольких других компаний с тематической или отраслевой фокусировкой – LVMH, Richemont, Naspers и DST.

В декабре прошлого года Ян Раншер, директор по инвестициям группы, в Киеве принимал участие в международной конференции Startup AddVenture, где мы с ним и встретились.

В каком состоянии находится сейчас финтех-отрасль в Западной Европе?

В регионе сейчас много инноваций, особенно в сегменте платежей. Этому способствует European Payments Directive, которая предствавляет собой концептуальные рамки для платежных компаний. Она упрощает создание платежных компаний, поэтому их не так сложно создать, как банк. Меньше требований. И как только вы создали компанию в одной стране, то получаете право работать под этим именем и в других государствах. Если вы создали платежную компанию во Франции, то имеете право предоставлять услуги всей остальной Европе без обращения за разрешениями к регуляторам других стран. 

Какие люди формируют рынок финтех-стартапов в Западной Европе? Как вы их описали бы?

Как бы неожиданно это ни звучало, речь часто идет о пред­принимателях, у которых отсутствует опыт работы в банках. Им не посчастливилось с их опытом взаимодействия с банками, и они занимаются сейчас решением проблем, с которыми сталкиваются многие клиенты банков. Например, есть два программиста, никогда не работавших в банке, но они регулярно сталкивались с тем, что их банковский счет не обеспечивал все, что им требовалось, поэтому решили придумать лучшее решение. Это обернулось созданием компании, которая теперь меняет мир платежей. 

Вы могли бы назвать наиболее выдающихся игроков финтех-отрасли в регионе?

Существует много сегментов. Если говорить о кредитовании, то это Wonga в Великобритании, компания, предоставляющая простые ссуды наличными на сумму 500 и более фунтов. Клиенты могут получить их онлайн вместо того, чтобы обращаться в банк. В сегменте платежей есть французский стартап Leetchi, компания по оплате подарков группой. Вы просите своих друзей создать аккаунт и затем через эту платформу коллективно оплачиваете подарок. В Германии есть компания SumUp, ее платформа позволяет принимать платежи на карточный счет, привязанный к мобильному телефону. 

В каких западноевропейских городах созданы и развиваются наиболее сильные предпринимательские сообщества?

Прежде всего, конечно же, Лондон, где для их деятельности созданы хорошие условия. Правительство Великобритании и Сити стараются активно поддерживать финтех-стартапы. Для этого они запустили инкубатор в Лондоне. Многие стартапы выступают перед сотрудниками Центрального банка Великобритании и рассказывают о своей деятельности. 

Я назвал бы также Берлин. Сейчас город стал базой для стартапов. Удивительно, в Париже тоже много стартапов, гораздо больше, чем кто-то ожидал бы. В скандинавских странах их немало – преимущественно в платежном сегменте и банковской отрасли. Исторически скандинавские государства были очень вовлечены и далеко продвинулись в сегменте платежей, гораздо больше, чем кто-либо. Там есть много инновационных компаний, таких как, например, Klarna в Швеции.

Если сравнивать рынки США и Западной Европы, какие отличия и схожие черты вы назвали бы?

В каждой стране есть свои недостатки и преимущества. Фактически в США более сильное предпринимательское сообщество. Из-за Силиконовой долины, к примеру.

Схожие черты объясняются тем, что некоторые сервисы появились в Соединенных Штатах, а затем европейцы стали думать: пожалуй, хорошо бы попробовать в Европе такие же. В Америке гораздо больше инноваций в банковской отрасли потому, что там довольно развит рынок предоплаченных карт и больше инновационных банков. То же касается и инвестиций – требования регулятора в отношении инвестиций на иностранных рынках достаточно просты, то есть существует возможность. Но, как ни странно, регуляторные требования жестче по отношению к платежным компаниям, им необходимо пройти регистрацию во всех штатах. 

Представим, что я – инвестор. Если бы у вас было 30 секунд, как вы описали бы уникальное бизнес-предложение компании, которую представляете?

Мы строим банк XXI века. Способ, который, на наш взгляд, позволит нам добиться этого, таков: вместо того чтобы строить все своими руками, мы делаем ставку на предпринимателей. По нашему мнению, они лучше других могут создавать новые сервисы. Мы инвестируем в молодых предпринимателей, строящих новые инновационные финансовые услуги для создания нового банковского опыта будущего. 

Вместе с тем мы знаем, что всем предпринимателям необходимо работать с банками, поэтому у нас есть консалтинговый бизнес, где мы берем опыт, полученный в стартапе, и пытаемся внедрить его в существующих банках. Мы показываем банкирам, как они могут быть инновационными и изменить все, а также как могут сотрудничать со стартапами.

Сколько стартапов проинвестировала на данный момент Anthemis Group?

24 стартапа. Большая часть находится в США и Западной Европе. Мы проинвестировали также несколько стартапов на Ближнем Востоке и в Индии.

Как вы оценили бы свой опыт инвестора, полученный благодаря этим компаниям? 

Слишком рано делать выводы. У стартапа на то, чтобы стать полностью оперившейся компанией, уходит от семи до десяти лет. Большинству наших стартапов от трех до четырех лет, поэтому они все еще находятся на ранней стадии бизнес-цикла. Они преимущественно правильно развиваются. Некоторые потерпели неудачу, но это ожидаемо, так бывает. Причем неудачу потерпели не так много людей. И это хороший знак.

У вас была возможность пообщаться с украинскими игроками отрасли? Какой самый сложный вопрос они задали вам?

«Откуда вы знаете, что какой-то стартап будет успешным?» И ответ таков: «Ты не знаешь, не можешь знать. Нельзя быть уверенным. Это инновационная проблема, которой занимаются очень умные люди. Доля удачи велика, но…». 

Уроки построения стартапов

Предпринимательские университеты – особая форма образования. Попробовать свои силы может любой, получить диплом – едва ли. Причина проста: жизнь постоянно преподносит новые сюрпризы. Это хорошо известно Даниэль Ньюхэм, написавшей книгу «Mad Men of Mobile». Во время работы над ней она переговорила с 13 технологическими предпринимателями и инноваторами. Доверительные беседы с ними помогли сформулировать ряд полезных советов, в том числе и для тех, кто мечтает о начале собственного дела.

Не откладывайте запуск 

Нет лучшего средства, способного заставить вашу команду работать настойчивее или продуктивнее, чем приближающаяся дата запуска. Когда вы слишком долго готовите свой продукт, бесконечные причины для отсрочки находятся без труда. Конечно, ни один продукт не является совершенным, но каждый можно улучшить позже и после получения обратной связи.

Возьмите на работу не просто самого умного выпускника

Рекрутинг – одна из наиболее сложных, трудоемких и дорогостоящих частей управления стартапом. Вам необходима команда с предпринимательским складом мышления, члены которой будут работать с вами, даже если это означает работать за меньшую плату. Вы можете думать, что нуждаетесь в гении, но вам на самом деле нужны парень или девушка с незаурядным драйвом, готовые идти на риск, стремящиеся помочь вам добиться успеха, чтобы самим стать успешными.

Игнорируйте советы

Число людей, говорящих об открытии своего дела, значительно превышает число тех, кто начинает бизнес. Это потому, что где-то на полпути их оптимизм не проходит проверку реальностью. Мешают замечания благонамеренных друзей, семьи и коллег: «Ты слишком молод/стар». «У тебя нет опыта». «У тебя нет капитала». Но никто не понимает ваши стремления лучше, чем вы. Доверьтесь своим инстинктам и начните действовать. Вы довольно скоро узнаете, оказался ли ваш бизнес жизнеспособным.

Выбирайте соучредителей так, будто выбираете супруга

Реальность такова, что вы будете (по крайней мере в первые дни) проводить гораздо больше времени со своими соучредителями, чем с женой или мужем. Поэтому убедитесь, что выбрали соучредителей, которые не только дополняют ваши навыки, опыт и личность, но и тех, с кем вам нравится проводить много времени вместе.

Дело вовсе не в деньгах

Редкий предприниматель строит свою компанию на продажу. Это не значит, что стартапы никогда не выставляют на продажу, просто она никогда не была целью предпринимателей. Постройте такую компанию, где вы были бы счастливы работать в течение многих лет. В процессе вы соберете команду лояльных и страстных командных игроков, которые помогут вам добиться успеха. 

Расскажите всем о своей идее

Предприниматели, как известно, параноики. Должно быть, вы считаете, что рассказ о вашей бизнес-идее в социальных сетях приведет к ее краже конкурентами, но этого не произойдет. 
Ценность создаваемого бизнеса  не в самой идее, а в исполнении.

Будьте страстными

Чтобы заработал любой бизнес, главное – страстно его любить, он должен ежеминутно захватывал все ваши помыслы. Вы будете говорить об этом днем, а по ночам – видеть сны о том, как его улучшить. Именно эта страстная энергетика поможет преодолеть трудные времена, которых будет много.

Каждого сотрудника можно заменить

Вы должны быть в состоянии сделать работу каждого сотрудника. Нельзя допускать уязвимой ситуации, если ваш финансовый эксперт решил сменить «гнездо» или соучредитель принял решение в один прекрасный день выйти из дела.

Ошибки – это хорошо

Носители американской культуры намного лучше относятся к ошибкам по сравнению с европейцами, где бизнес привыкли рассматривать под лупой и смущаться от очередных неудач. Дело в том, что если вы пытаетесь, то порой ошибаетесь. Но для того чтобы преуспеть, надо делать ошибки. Провалы – отличный способ узнать, как добиться успеха.

По материалам журнала Inc.

 

Залишити відповідь