Все ради увеличения доходной части бюджета и получения кредита МВФ. Но в основном все при сохранении социальной справедливости. Речь идет о введении пенсионного сбора на покупку иностранной валюты, наличной и безналичной, в размере 0,5%. Этот сбор может привлечь в бюджет Пенсионного фонда порядка 10-15 млрд.грн. в год. Предполагается увеличить также природную ренту на минеральное сырье.
Россия и санкции
Американцы начали вводить санкции против российских чиновников. Показательно, что были заморожены долларовые счета банка «Россия», который считается близким к Путину. Этот питерский банк, с активами почти $13 млрд. (из них порядка 20% за рубежом на корсчетах и депозитах), является в марте самым быстрорастущим среди крупнейших и вошел в топ-15 российских банков.
Кредитный рейтинг России был поставлен на пересмотр с возможностью понижения. Очень похоже на то, что кремлевскому блицкригу по захвату или хотя бы расшатыванию Украины близится конец. Теперь Россия возвращается к экономическому шантажу и торговым войнам. Россия снова начала торговую войну против украинских товаров – и тут должна вмешаться ВТО. Иначе совершенно непонятно, зачем нужна эта организация.
Совершенно точно, что в случае усиления давления Кремля на Украину США включат грозное нефтяное оружие и даже блокирование долларовых счетов российской банковской системы. Но последнее будет включено только вместе с блокированием счетов в евро, фунтах, йенах и других валютах. Российские власти уже ответили, что будут готовы заместить иностранные инвестиции и средства внутренним рублевым ресурсом. Вслед за этим неизбежна девальвация рубля, что вынудит ввести жесткие ограничения по спросу на инвалюту для жителей и предприятий России. Кремль запускает советизацию российской экономики. Подобные же ограничения будут вводить партнеры по Таможенному союзу – Казахстан и Беларусь.
Печальные вести для Таможенного Союза
Как долго сможет выдержать экономика стран Таможенного союза фактического закрытия и товарного дефицита? К чему все это ведет?
Цель и результат, думается, известны – распад России. Причем это может произойти довольно-таки быстро – в течение одного-трех лет. Прошу не воспринимать это как призыв к распаду. Просто кремлевская политика ведет к сталинизму (первые признаки возникновения культа личности Путина уже налицо) с его концлагерями и закрытой милитаризованной экономикой. Однако современные россияне уже поездили по миру, привыкли к полным полкам импортных товаров в магазине, ну и т.п. Неизбежная для закрытых экономик – концентрация ресурсов в центре – приведет к обеднению регионов, в том числе, тех, которые являются донорами российской экономики (Татарстан, Тюменская область, Башкортостан и т.д.). Поэтому попытка закрыть их, скорее всего, вызовет противоположную реакцию – центробежные тенденции региональных элит, которые будут опираться на недовольство простых россиян. Плюс сами чиновники из Центра, почувствовав неладное, первыми как крысы побегут с корабля.
Финансовый зонтик для Украины
Что касается Украины, то агрессия Кремля вынуждает Запад ускорить и увеличить объемы финансовой помощи. Все, чего они требуют от украинских властей, – это взять под контроль страну, разоружить боевиков и проводить толерантную национальную политику.
Что должна делать Украина сейчас? Украина должна потребовать от Запада правовую помощь в судебном противостоянии с Россией. Например, судебные дела должны будут открыться по следующим вопросам:
- пересмотр ценообразования газового контракта, его возврат к нормальным рыночным условиям;
- компенсация за аннексию Крыма и госимущества в Крыму, включая погашение долгов этих компаний перед Украиной и украинскими компаниями;
- справедливый раздел имущества бывшего СССР.
Параллельно Украина должна закачать в газовые хранилища как можно больше газа, пока он дешевый.
Так что все идет к тому, что в ближайшие годы экономики Украины и России будут развиваться в противоположных направлениях – вверх и вниз соответственно. Украина становится для Запада образцово-показательным проектом. И только прокремлевская фрау Меркель может периодически вставлять палки в колеса.