А Запорожский титано-магниевый комбинат может стать как основой мощного вертикально интегрированного холдинга, который сделает страну одним из лидеров в этом сегменте, так и перевалочным пунктом для обработки привозного сырья и поставки полуфабрикатов на внешние рынки.
В ноябре прошлого года Фонд государственного имущества Украины издал приказ об изменении формы собственности компании Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК), согласно которому она теперь является не государственным предприятием (ГП), а совместным (СП). При этом главным акционером СП остается все-таки государство, которому принадлежит 51% уставного фонда компании, а его совладельцем – кипрская Tolexis Trading Ltd., которой принадлежат 49% акций. Таким образом, процесс интеграции этого актива в состав холдинга Group DF, принадлежащего Дмитрию Фирташу, дошел до своего завершения.
Его активная фаза заняла более полутора лет и началась в апреле 2012 г. со вступления в силу постановления Кабмина о создании на базе ГП ЗТМК совместного предприятия в форме общества с ограниченной ответственностью. Согласно этому документу государство должно было внести в его уставный фонд целостный имущественный комплекс предприятия, что обеспечило бы ему долю в размере 51% акций, а негосударственный соучредитель – вложить средства и получить 49% акций.
Примерно полгода спустя, в ноябре 2012 г., ФГИУ объявил конкурс по отбору инвестора, в котором приняли участие две компании: уже упомянутая Tolexis и люксембургская Luxembourg Company of Metals & Alloys S.A. (LCMA) – основной владелец российского производителя титановых слитков и сплавов ООО Ступинская титановая компания. А в декабре председатель ФГИУ Александр Рябченко сообщил о том, что победителем конкурса стала Tolexis.
Технологическая цепочка
Напомним, что Group DF – диверсифицированная международная группа компаний, работающая в сфере производства минеральных удобрений, титановой и газовой отраслях. На сегодня в ее руках сконцентрированы большинство активов титановой отрасли. Так, она владеет 75% акций ООО Валки-Ильменит и 75% – ООО Междуреченский горно-обогатительный комбинат (МГОК), а также арендует ГП Иршанский горно-обогатительный комбинат (ИГОК) и Вольногорский горно-металлургический комбинат (ВГМК). Наряду с этим в собственности холдинга находится 100% уставного фонда ЧАО Крымский титан, кроме того, он контролирует готовящееся к приватизации ПАО Сумыхимпром. И наконец, ЗТМК еще задолго до его приватизации тоже был втянут на орбиту Group DF, что позволило овладеть всей производственной цепочкой.
Валки-Ильменит, МГОК, ИГОК и ВГМК, например, выпускают ильменитовый концентрат, являющийся сырьем для производства двуокисленного и губчатого титана. В свою очередь Крымский титан и Сумыхимпром производят продукцию первого передела – двуокись титана, используемую в качестве сырья в лакокрасочной промышленности. Помимо этого, ЗТМК является единственным в Европе производителем продукции второго передела – металлической титановой губки, использующейся как сырье для изготовления продукции третьего передела – титановых слитков и сплавов. Их используют в качестве конструкционного материала в целом ряде отраслей – энергетике, черной и цветной металлургии, машиностроении, судостроении, авиастроении, космической отрасли и др.
Разумеется, слитки и сплавы – продукция с наиболее высокой добавленной стоимостью, они широко востребованы как в Украине, так и за ее пределами в отраслях, где производят высокотехнологичные изделия, поэтому на ЗТМК неоднократно предпринимали попытки наладить их производство. Так, еще в конце 2008 г. на предприятии были завершены строительно-монтажные работы, в результате которых появился новый цех по выпуску сплавов и был отлит первый слиток. В последующие годы в этом сегменте полностью обновили оборудование электронно-лучевой установки, а также установили датчики и компьютерные системы управления процессом плавки. В мае 2013 г. на ЗТМК начался процесс испытаний этого оборудования и наладки технологии производства продукции для достижения необходимых эксплуатационных характеристик. «Перед комбинатом стоит задача освоения производства слитков с заданными параметрами качества и в необходимом ассортименте», – подчеркивал тогда Владимир Сивак, генеральный директор ЗТМК.
Согласно планам конечными продуктами этого сегмента должны стать слитки разных размеров из титана и титановых сплавов заданного химического состава, а также слябы (заготовки прямоугольного сечения с большим отношением ширины к высоте, используемые для последующего производства листового проката) целого ряда марок размеров. «Сегодня Украина делает только первый шаг в этом столь перспективном направлении, – говорил в то время Д. Фирташ. – Нам еще предстоит освоить выпуск продукции соответствующего ассортимента, провести ее сертификацию и запустить крупномасштабное производство».
Действительно, учитывая то, как обстоят дела на ЗТМК сейчас, у него все еще впереди. Например, его проектная мощность составляет 20 тыс. т титановой губки в год, не считая титанового шлака и слитков.Но основные фонды предприятия очень устарели, а доля затрат на электроэнергию в себестоимости конечного продукта достигает 40%. Поэтому пока ЗТМК работает лишь на 50% от своего потенциала, выпуская примерно 10 тыс. т губки в год. В частности, в 2012 г. он выпустил 10,3 тыс. т губки и 44,6 тыс. т шлака. При этом почти 90% этой продукции реализовано за пределами Украины.
Сырьевая база
Следует отметить, что, с одной стороны, в Украине сосредоточено 20% общемировых залежей ильменитовых руд и 40% общего потенциала этого вида сырья в странах СНГ. При этом по объемам его разведанных запасов, составляющих 130 млн. т, Украина занимает пятое место в мире, а по объемам его добычи – седьмое. То есть у страны есть необходимые предпосылки для того, чтобы стать одним из мировых лидеров в этой области. А с другой стороны – несмотря на амбициозные заявления Group DF, пока ее титановый сегмент остается в состоянии стагнации. Так, в последнее десятилетие объем мирового производства губчатого титана вырос в три раза и по итогам 2012 г. достиг 220-230 тыс. т в год. В этот же период доля Украины на мировом рынке титановой губки сократилась почти в два раза – с 9,5 до 5%. Это обусловлено как минимум двумя причинами.
Первая причина: вопреки наличию колоссальной ресурсной базы в стране, а также целого ряда ильменитовых активов в руках самой Group DF, сырьевой потенциал группы не покрывает потребностей всех подконтрольных ей предприятий. Продукции четырех ее ГОКов хватает лишь на то, чтобы полностью обеспечить запросы Крымского титана и Сумыхимпрома, а также только частично – ЗТМК. А пока предприятие получает небольшие партии ильменитового концентрата с ВГМК, а основную часть своих нужд удовлетворяет за счет импорта. Если же говорить о возобновлении работы ЗТМК на полную проектную мощность, а тем более о расширении производства или освоении выпуска новых видов продукции, то вопрос его ресурсного обеспечения встает с особой остротой. То есть перспективы развития комбината напрямую зависят прежде всего от того, каким будет его решение.
«На сегодня единственным поставщиком сырья в Украине, который мог бы удовлетворить потенциальный спрос ЗТМК, является ООО Велта, разрабатывающее Бирзуловское месторождение в Кировоградской области, – говорит Андрей Попов, директор по развитию АК Kreston GCG. – Технология, используемая этой компанией, позволяет выпускать ильменитовый концентрат, пригодный для изготовления титановой губки, а ее объемы производства достигают 240 тыс. т в год. Однако до сих пор всю свою продукцию она сбывала за рубежом. Более того, генеральный директор и совладелец Велты Андрей Бродский неоднократно заявлял, что компания и далее намерена экспортировать ее на рынки ЕС и Китая».
Еще один вариант – расширение сырьевой базы за счет включения каких-либо новых украинских ильменитовых активов. И подобные планы в Group DF были. Так, еще до начала предприватизационной подготовки ЗТМК, то есть до 2012 г., Д. Фирташ вынашивал план разработки Стремигородского месторождения в Житомирской области общей стоимостью $450 млн.
И наконец, есть также возможность интеграции каких-либо ильменитовых активов, находящихся за рубежом. И, судя по всему, пока она является наиболее близкой к реализации. Так, в мае 2012 г. Group DF возобновила работу по реализации титанового проекта в Индии (по неофициальной информации именно с этим проектом связан недавний арест Д. Фирташа в Австрии. – Прим. ред.). «Работа была начата еще в 2006-2007 гг., потом приостановлена и впоследствии вновь вступила в активную фазу», – отмечает Роберт Шетлер-Джонс, заместитель председателя совета директоров Group DF. По его словам, на сегодняшний день уже создано СП с представителями Индии, владеющими лицензией на добычу ильменита.
Как полагают эксперты, в случае если себестоимость добычи сырья будет достаточно низкой, а его качество высоким, то есть если технико-экономические параметры данного проекта окажутся более привлекательными, чем параметры возможных украинских проектов, то компании, разумеется, будет выгоднее использовать привозное сырье. Впрочем, как подчеркивал Р. Шетлер-Джонс, в Group DF не намерены ограничиваться выпуском концентрата. «Мы планируем создать на базе этого СП не только ГОК, но и производственные мощности по производству титана», – уточняет топ-менеджер. Это означает, что, либо индийский ГОК будет обеспечивать сырьем как ЗТМК, так и новое местное предприятие, либо для решения вопроса о ресурсной базе комбината группа найдет другой вариант.
Инвестиционные планы
Еще одной причиной того, что, несмотря на все имеющиеся предпосылки, титановый сегмент Group DF продолжает стагнировать, является ослабленный и шаткий ход процесса инвестирования в обновление производства, в частности, на ЗТМК. Формально по условиям конкурса претендент на роль соучредителя СП на базе предприятия должен был взять на себя обязательства инвестировать в создание и развитие общества с ограниченной ответственностью не менее $100 млн., из которых 688,85 млн. грн. составлял обязательный взнос в уставный фонд компании, а остальные средства – дополнительный взнос для модернизации предприятия. Однако еще задолго до этого руководство Group DF заявляло, что на деле объем инвестиций будет в несколько раз больше.
В ноябре прошлого года пресс-служба компании сообщила о том, что общая стоимость программы развития ЗТМК достигнет 700 млн. Она включает в себя, во-первых, строительство новых мощностей по производству титановой губки и шлака, а во-вторых, налаживание производства титановых слитков и сплавов. При этом Борис Краснянский, управляющий директор Group DF, осторожно добавил, что в программе заложено несколько сценариев реализации, и выбор в пользу того или иного из них будет зависеть от многих факторов, в том числе и от конъюнктуры мировых рынков. «При наиболее благоприятном сценарии объем инвестиций в ЗТМК будет максимальным, в результате чего комбинат превратится в новое современное предприятие», – отметил он.
Тем не менее если планы по реализации первой части программы были детализированы и озвучены многими месяцами ранее, то относительно второй части пока мало известно. Так, еще в марте прошлого года Д. Фирташ заявил о том, что первая часть инвестпрограммы предполагает создание дополнительных мощностей по производству титанового шлака с потенциалом 150 тыс. т в год, на что будет затрачено $63,5 млн. По расчетам специалистов Group DF, это позволит компании увеличить долю Украины в общемировом объеме его производства с 0,66 до 4%.
Параллельно с этим будет подготовлено технико-экономическое обоснование строительства дополнительных мощностей по производству титановой губки с потенциалом 40 тыс. т в год. Его запуск даст возможность увеличить долю страны в общемировом объеме выпуска этого вида продукции с 5 до 14% и войти в тройку мировых лидеров данного рынка.
Уже в начале декабря 2013 г. пресс-служба Group DF сообщила о том, что планы по освоению производства титановых слитков остаются в силе. Речь идет о развитии мощностей для производства 1 тыс. т слитков в год, а впоследствии – об увеличении этого объема до 12 тыс. Тем не менее никаких подробностей относительно сроков и объемов капиталовложений компания не сообщила. Ее представители лишь неизменно подчеркивают, что все эти планы являются частью стратегии по созданию вертикально интегрированного титанового холдинга, объединяющего активы по добыче и обогащению титаносодержащих руд, а также производству химической и металлургической титановой продукции.
Вопрос о том, будет ли этот холдинг развиваться за счет консолидации и обновления отечественных мощностей по вертикали или путем формирования цепочки, включающей в себя другие зарубежные активы, так сказать, по горизонтали, пока остается открытым. Как подчеркивают аналитики, с одной стороны, сейчас на ЗТМК есть все условия для того, чтобы полноценно освоить выпуск титановых сплавов, а с другой – многие отечественные машиностроительные предприятия располагают мощностями для изготовления из них титановых изделий. Поэтому, если ЗТМК начнет плавить слитки, то в стране будет создан полный цикл титанового производства.
«Между тем в 2011 г. Group DF стала собственником 37,96% уставного фонда итальянской Tifast S.r.l, специализирующейся на производстве титановых слитков и длинномерных изделий. Приобретение этого актива, являющегося потребителем титановой губки ЗТМК, уже обеспечило Group DF доступ к мощностям для выпуска продукции третьего – последнего – передела, а именно титанового проката для аэрокосмической и автомобильной индустрии, что позволило ей закрепиться на европейском рынке», – напоминает А. Попов.
Из этого следует, что ЗТМК может стать для Group DF не столько площадкой для дальнейшего освоения производства титановых сплавов, которые могли бы использовать украинские предприятия, сколько поставщиком сырья для Tifast. Либо же подобно индийскому СП предприятие станет функционировать и в том и в другом качестве. И поскольку как в плане обеспечения ЗТМК сырьем, так и в вопросе о производстве титановых слитков один вариант не исключает другой, вероятность того, что возможное развитие холдинга по горизонтали лишь укрепит и сделает выше его вертикаль, остается в силе.