Классическая гарвардская бизнес-концепция, которую вы, возможно, неправильно понимаете

На десяти страницах ее авторы C. K. Прахалад и Г. Хэмел изложили свои мысли о том, что корпорации упустили главное понятие, имеющее решающее значение для успеха, – понятие ключевых компетенций.

Уже в первом абзаце статьи написано, что самый действенный способ одержать победу в глобальной конкурентной борьбе по-прежнему остается незамеченным многими компаниями. На протяжении 1980-х топ-менеджеров оценивали по их способности реструктурировать, избавлять от лишнего и уменьшать административную структуру руководимых ими корпораций.

В 1990-х их судили по способности определять, культивировать и использовать ключевые компетенции, делающие возможным рост, то есть им нужно было переосмыслить суть самой концепции корпорации.

Существует не так много идей в бизнесе, которые были бы настолько же влиятельными. Поговорите с сегодняшними предпринимателями. Высок шанс того, что вы услышите о развитии ключевых компетенций и, возможно, об аутсорсинге неключевых аспектов работы их компаний. К сожалению, Прахалад и Хамел часто поняты неверно. Многие в бизнесе полагают, что под ключевыми компетенциями подразумевается развитие того, что вы умеете делать успешно, или, возможно, то, что любите делать, при этом минимизируя работу в других сферах. Например, компания решает, что она успешна в маркетинге, и принимает решение отдать на аутсорсинг разработку продукта, IT-поддержку, бухгалтерию.

Но авторы ясно высказались против того, чтобы относиться к развитию ключевых компетенций как к способу сокращать расходы.

Компетенция – это сфера, в которой компания либо уже имеет, либо может получить экспертные знания и опыт, способствующие разнообразию продуктов и работе на различных рынках. Но не богатый ассортимент товаров, а сильные компетенции в субстратах, покрытиях, адгезивах являются причиной, по которой преуспела 3М со своими Post-It, абразивами с покрытием и пленкой, чувствительной к давлению.

Ключевая компетенция характеризуется по меньшей мере тремя особенностями:

  • предоставляет потенциальный доступ к широкому разнообразию рынков;
  • определяет выгоду для клиента, использующего конечный продукт;
  • сложна для копирования конкурентами.

В статье авторы нигде не пишут о том, что компании должны все бросить и заниматься только ключевыми компетенциями. Если подумать, то выстраивание ключевых компетенций требует наличия инфраструктуры, коммуникаций, IT и финансовой поддержки. Кто-то должен включать свет, ремонтировать компьютеры, закрывать офис и выставлять счета, а также выплачивать зарплату сотрудникам, создающим ключевые компетенции.

Можно ли отдавать некоторые функции на аутсорсинг? Конечно. Но степень, до которой вы доверяете другим основные аспекты ведения своего бизнеса, – это степень, до которой вы зависите от доброты продавцов. И если вы отдали на аутсорсинг все, что может быть отдано, это еще не означает, что все то, что осталось, – набор ключевых компетенций, из которых вымощена дорога к успеху. Например, маркетинг – это ключевая компетенция? Забудьте. Вам нужен маркетинг, но он не создает продуктов или услуг, важных для клиентов. Он также не сможет следить за развитием рынков и не поможет удовлетворить возникающие потребности.
Сильные идеи могут трансформировать бизнес. Но только от понимания предпринимателя зависит, к лучшему или худшему приведут эти трансформации.

Залишити відповідь