Повышение налога на потребление в Японии проверит на прочность "абэномику" – WSJ

Повышение налога на потребление (аналог НДС) в Японии с 5% до 8% приведет к снижению потребительских расходов после подъема, обусловленного ожиданиями скорого повышения цен, пишет газета The Wall Street Journal со ссылкой на опрос экономистов.

Рост ставки налога в новом бюджетном году, начавшемся 1 апреля, представляет собой самую значительную угрозу для абэномики – экономической политики премьера страны Синздо Абэ. Власти повысили налог, чтобы компенсировать рост расходов в социальной сфере и сократить высокую долговую нагрузку на бюджет страны. В настоящее время госдолг Японии более чем в два раза превосходит ВВП этой страны и является самым значительным среди всех обеспеченных стран.

В последний раз власти Японии повышали налог на потребление в апреле 1997 года. Тогда ставка была увеличена до 5% с 3%, однако даже такой сдержанный подъем привел к падению потребительских расходов и, на фоне азиатского финансового кризиса, спровоцировал дефляцию и рецессию, которая продлилась более 18 месяцев.

В 2013 году Банк Японии принял беспрецедентные меры поддержки роста экономики, благодаря которым удалось повысить цены на финансовые активы, улучшить настроения на рынке и, в конечном счете, увеличить потребительские расходы. По итогам первого полугодия прошлого года ВВП Японии увеличился на 4%, что было самым значительным подъемом среди всех развитых стран.

Меры, получившие название "Базука Куроды" в честь главы японского ЦБ Харухико Куроды, направлены на достижение инфляции в 2% за два года. Эти меры позволили снизить обменный курс иены, что поддержало позиции экспортеров. Согласно последним данным, индекс потребительских цен в феврале повысился третий месяц подряд – на 1,3%.

Однако повышение налога на потребление происходит в неподходящий момент. Влияние абэномики стало слабеть по мере сворачивания программы количественного стимулирования в США. На фоне постепенного отказа ФРС от программы покупки активов иена укрепилась почти на 3% к доллару США, фондовый рынок Японии упал на 10% с начала 2014 года, а темпы роста ВВП замедлились во втором полугодии до уровня менее 1%.

Экономисты прогнозируют, что экономика Японии вырастет более чем на 4% в первом квартале 2014 года из-за подъема расходов, обусловленного ожиданиями увеличения налога. Но эксперты, опрошенные Bloomberg, также ожидают, во втором квартале ВВП страны может упасть на 3,5% в связи с резким ослаблением потребительского спроса. Власти полагают, что спад будет временным, однако опрос новостного агентства Kyodo указывает на то, что 66% респондентов готовятся сократить расходы и что 80% выказали обеспокоенность относительно перспектив экономики.

Для компенсации возможных негативных явлений от повышение ставки налога правительство зарезервировало 5,5 трлн иен ($54 млрд), однако возможности господдержки ограничены высоким уровнем госдолга. Компании же не ожидают, что падение промпроизводства, начиная с апреля, будет более ощутимым, чем снижение на 2,3% в феврале, которое, как считается, связано с плохой погодой в Японии и коррекцией сильного подъема, наблюдавшегося в январе. По оценкам бизнеса, промпроизводство в Японии в апреле сократится на 0,6%. Экономисты объясняют ситуацию тем, что производство страны в меньшей степени зависит от внутреннего спроса, чем от внешнего. В 1997 году промпроизводство быстро восстановилось из-за сильного экспорта, тогда как в настоящее время экспорт слаб и неясно, каким будет восстановление в мае и июне, считает аналитик SMBC Nikko Securities Хироаки Сионо.

По мнению главы Японской банковской ассоциации Нобуюки Хирано, спад в экономике страны, связанный с повышением налога на потребление, будет временным и не окажет значительного влияния на финпоказатели банков, поскольку спрос на кредиты со стороны различных секторов экономики продолжает увеличиваться.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь