Юань войдет в тройку лидеров международных торговых валют к 2015 году

В подготовленном ими обзоре отмечается, что к следующему году более половины внешнеторгового оборота Китая с развивающимися странами ($2 трлн) будет обслуживаться в юанях, а в следующие 5 лет юань будет использоваться для расчетов по более 30% от общего внешнеторгового оборота КНР.

Эволюция китайской валюты будет проходить в три этапа: сначала юань должен стать международной торговой валютой, затем – инвестиционной валютой и, наконец, международной резервной валютой.

При этом в течение следующих 2-3 лет юань станет полностью конвертируемым, считают эксперты.

В ноябре-декабре 2013 года, по данным финансовой группы SWIFT, юань входил в десятку мировых валют, используемых для финансирования внешнеторговых сделок и платежей по всему миру, за три года он обогнал 22 другие валюты. В феврале 2014 года юань занимал 7-е место. При этом в последние месяцы прошлого года юань, потеснив евро, поднялся на вторую позицию по используемости в документарных операциях после доллара США.

Сейчас расчеты в юанях проводятся по 18% внешнеторговых операций Китая против лишь 3% в 2010 году.

Роль юаня как инвестиционной валюты также растет. Январь этого года был ознаменован тремя важными событиями, включая выпуск облигаций Народным банком Китая на сумму 2,5 млрд юаней – крупнейшая сделка с "офшорными юанями" в Лондоне. В том же месяце Китайская комиссия по регулированию рынка ценных бумаг впервые выдала лицензию на прямое инвестирование в Китай компании за пределами Гонконга (британской фирме). Китайский биржевой инвестиционный фонд (ETF) впервые вышел на европейский рынок с момента смягчения правил в июле 2012 года – в январе он начал торговаться на Лондонской фондовой бирже (LSE).

По мере того, как юань становится мировой валютой, создаются рынки инвестиционных продуктов в китайской валюте: акций, облигаций, биржевых инвестиционных фондов, краткосрочных финансовых инструментов, отмечает HSBC. Главной задачей реформ, обозначенных в рамках Третьего пленума ЦК Компартии Китая в ноябре 2013 года, является ускорение процесса достижения конвертируемости юаня. Ожидается, что Шанхайская Зона свободной торговли станет пробной площадкой для осуществления этих планов, допускающей открытие счетов как в юанях, так и в других иностранных валютах. После чего другие города смогут также создавать подобные зоны. Для иностранных компаний, работающих на территории Китая, большая свобода в перемещении своих средств, к примеру: из наличных или акций в облигации, – дала бы больше гибкости.

Китай заключил соглашения о валютном свопе как минимум с 20 центральными банками других стран, включая Японию, Южную Корею, Таиланд, Новую Зеландию, Аргентину и Малайзию. Аналогичные договоренности действуют с Белоруссией и Украиной, Австралией и Великобританией, Венгрией и Албанией, а также с Европейским центральным банком.

Вклады в юанях составляют около 12% от всех вкладов в банковской системе Гонконга (в 2008 году – 1%).

На сегодняшний день существует четыре офшорных центра китайской валюты: Гонконг, Сингапур, Лондон и Тайвань. На конец марта Народный банк Китая и Бундесбанк Германии также договорились о сотрудничестве при клиринге и расчетах по платежам в юанях, благодаря чему Франкфурт также получит свою долю на офшорном рынке. Помимо этого, 31 марта Банк Англии и Народный банк Китая подписали соглашение о создании в британской столице расчетного центра по работе с юанем с целью усиления сотрудничества в сфере проведения международных расчетов и создания так называемого клирингового центра для проведения торговых сделок в юанях.

Китайская нацвалюта скоро будет готова занять свое место среди главных мировых валют, отличительной чертой которых является полная конвертируемость. Однако аналитики HSBC делают вывод, что это не означает замены доллара на юань в качестве доминирующей резервной валюты. Вместо этого юань поможет создать комплексную систему резервных валют.

Залишити відповідь