Газпром vs Украина: триумф или пиррова победа?

По данным британской газеты Guardian, Россия занимает 30% в структуре импортируемого Европой газа. Несмотря на запуск нового газопровода «North Stream», более 50% поставок осуществляется через Украину. Как итог, несмотря на все заверения российской  стороны, в воздухе витают опасения срыва поставок.

Конечно, драматизировать ситуацию пока рано. Reuters сообщает, что уровень заполнения хранилищ в Восточной Европе, которая наиболее уязвима в случае срыва поставок, необычно высок. Так, в Чехии и Словакии в хранилищах до 40% от их емкости, а в Польше – до 70%. Это примерно соответствует потреблению в течении 90 дней. В Германии – стране, с наибольшим объемом потребления российского газа – сформированы 60-дневные запасы. Среди прочего, к такой ситуации привела и установившаяся в Европе относительно теплая погода в зимне-весенний период, существенно снизившая спрос.

В то же время, российский монополист требует от Украины увеличить заполнение газовых хранилищ до 12-14 миллиардов кубометров, что практически вдвое превышает запасы, содержащиеся в них на сегодняшний день. 

Наиболее уязвимыми выглядят позиции России в средне- и долгосрочной перспективе. США, долгое время остававшиеся в стороне от рынка Старого Света, готов стать новым мощным игроком. Конгресс, недовольный относительно мягкой политикой администрации Обамы в отношении России, готов принять меры, необходимые для реализации проектов  экспорта газа через LNG терминалы.

Эффект будет ощутим не сразу. Американские LNG терминалы ещё только строятся. Эксплуатацию первого из них, расположенного в штате Луизиана, планируют начать не раньше конца 2015 г. Кроме того, для поставок непосредственно в Украину, кроме постройки инфраструктуры, необходимо будет заручиться и поддержкой Турции, не пропускающей танкеры со сжиженным газом через Босфор.

Однако, ускорение развития экспортной инфраструктуры США – это, само по себе, серьезный шаг. Бывший посол США в Украине Карлос Паскуаль в комментарии для New York Times охарактеризовал его как «сигнал того, что мировой газовый рынок меняется за счет перспектив организации поставок из различных частей мира».  Получается, что ожидаемый нашими соседями триумф в «газовой войне» имеет все шансы стать пирровой победой.

Залишити відповідь