Минэкономразвития понизило прогноз роста ВВП РФ в 2014 году в базовом сценарии до 1,1% с 2,5%, а в консервативном до 0,5%, сообщил заместитель министра экономического развития Андрей Клепач на брифинге во вторник в Москве.
Главным отличием базового от консервативного сценария, по его словам, является возможность модификации бюджетного правила в базовом сценарии уже с 2014 года.
"Сегодня направили прогноз в Минфин. Это еще рабочая версия прогноза. Возможны определенные уточнения, когда получим от них замечания, от ЦБ и от других ведомств. Минфин параллельно начнет оценивать бюджет. Рассмотрение прогноза на правительстве пока намечено на 24 апреля", – сказал замминистра.
По его словам, в этих сценариях не рассматриваются "шоковые сценарии, связанные с санкциями, с какими-то серьезными катаклизмами в мировой экономике". "То есть, это сценарий относительно стабильного развития ситуации или стабилизации", – отметил А.Клепач.
"Всего у нас три сценария. Третий – это так называемый форсированный сценарий, который показывает, на какие темпы мы должны выйти, чтобы выполнить те макроэкономические ориентиры, которые есть в указах президента", – пояснил замминистра.
"Но при этом основными являются два сценария – первый и второй, которые естественно отличаются от форсированного, хотя это не означает, что определенные параметры социальных указов президента выполнить нельзя", – сказал он.
По его словам, "первый сценарий можно трактовать как консервативный". "По нему рост ВВП в 2014 году составит 0,5%, в 2015 году – 2,4%, в 2016 году – 2,2%, в 2017 году – 3,1%. Эти темпы роста не позволяют решить большинство задач социально-экономического развития, которые стоят перед страной", – отметил он.
"Наряду с этим подготовили второй вариант – это вариант, когда принимаются определенные стимулирующие меры, которые позволяют переломить негативную тенденцию, хотя и не сразу и все-таки поддержать частные инвестиции. За этим стоит и более высокая динамика кредитования нефинансовых организаций", – пояснил он.
"Государственные капитальные вложения в отличие от первого варианта здесь (во втором сценарии – ИФ) предполагаются растущими, хотя и достаточно невысокими темпами роста – в 2014 году на 1,8%, а дальше от 1,2% до 3% в 2017 году. Это возможно в условиях смягчения, то есть модификации бюджетного правила уже в текущем году", – пояснил он.
В базовом сценарии рост ВВП в 2015 году ожидается на уровне 2,6% (2,8% по предыдущему прогнозу), в 2016 году на уровне 3,7% (3,3%).
А.Клепач пояснил, что прогноз по росту экономики на 2014 год понижен как в связи с высоким оттоком капитала (прогноз оттока повышен до $100 млрд с $25 млрд), так и с изменениями параметров экспорта, в том числе экспорта углеводородов в Европу и на Украину.
"Раньше мы закладывали рост поставок газа на Украину. Заявка Украины была 30 млрд куб.м, а первоначальное соглашение вообще под 40 млрд куб.м. У нас было изначально в прогнозе свыше 25 млрд куб. м. Сейчас идет сокращение поставок. Учитывая платежеспособность и сложившуюся динамику, мы заложили 20 млрд куб.м. Это не вопрос санкций или торговой войны, это констатация тех ограничений, которые сложились", – сказал замминистра.
В Европу, по его словам, раньше также предполагался рост поставок газа, а сейчас предполагается стабилизация поставок в рамках консервативного сценария. "Учитывая тот факт, что все-таки ЕС не сможет заместить российский газ, потому что это требует времени, но будет стараться избежать увеличения спроса, несмотря на определенное оживление экономики", – заметил он.
А.Клепач сообщил, что в консервативном прогнозе ожидается снижение частных инвестиций в 2014 году, которое не перекрывается госинвестициями и инвестициями естественных монополий, которые также сокращаются. В рамках бюджетного правила, по словам замминистра, госинвестиции снизятся в 2014 году на 2,2%.
Чтобы избежать столь существенного падения инвестиций в 2014 года, по словам А.Клепача, министерство и предположило модифицировать бюджетное правило, а также докапитализировать банки за счет средств ФНБ, чтобы поддержать рост кредитования реального сектора на приемлем уровне.
"Это предложения нашего министерства. Они необходимы для перехода от консервативного сценария к базовому. Окончательное решение примет правительство", – отметил он.
"У нас бюджетное правило в этом году позволяет дополнительные нефтегазовые доходы и в том числе доходы, связанные с девальвацией использовать для компенсации выпадающих ненефтегазовых доходов, но только в этих размерах", – заметил замминистра. По его оценке, величина доходов от девальвации, а также более высоких цен на нефть существенно выше выпадающих ненефтегазовых доходов, которые получаются из-за торможения экономического роста.
"В результате мы предполагаем, что небольшая сумма этих расходов будет использована и инвестирована в экономику, как на поддержку Крыма, так и для решения неотложных задач в инфраструктуре и поддержки некоторых ключевых отраслей – это касается высокотехнологичной медицинской помощи, мер поддержки сельского хозяйства", – сказал замминистра.
А.Клепач сообщил, что от ослабления курса рубля в 2014 году дополнительный доход может составить порядка 800 млрд рублей, а повышение цены на нефть на 3 доллара от предыдущего прогноза даст еще более 200 млрд рублей. "Получается около 1 трлн рублей, но при этом ненефтегазовые доходы снизятся более чем на 300 млрд рублей, остается около 600 млрд допдоходов, но мы не закладываем, что все эти средства будут потрачены. Предлагается намного меньше", – сказал он.
Начиная с 2015 года, по его мнению, возможно более существенное изменение бюджетного правила. "Заложена гипотеза, что мы увеличиваем расходы от базовой цены на нефть не на 1%, а до 1,5%. То есть, это получится меньше, чем та планка дефицита в 2% ВВП, о которой говорил министр (министр экономического развития Алексей Улюкаев – ИФ)", – сказал он. По его словам, это означает увеличение расходов федерального бюджета начиная с 2015 года примерно на 0,5% ВВП.
"Поэтому на самом деле этот вариант тоже достаточно жесткой бюджетной конструкции. Бюджетное правило не отменяется, а модифицируется хотя бы на время для того чтобы поддержать рост экономики, решить новые задачи, связанные Крымом, и хотя бы обеспечить на минимальном у уровне покрытие структурного дефицита, связанного с развитием приоритетных секторов и реализации госпрограмм в транспорте и здравоохранении в первую очередь. Это дает небольшой рост государственных капитальных вложений, но, на наш взгляд, они являются критически необходимыми", – подчеркнул А.Клепач.
Кроме того, по его мнению, нужно направить средства ФНБ "на расширение капитала банковской системы, как Внешэкономбанка, так я ряда других банков", чтобы поддержать уровень кредитов для реального сектора, а также на финансовое оздоровление ряда высокотехнологичных компаний. По его словам, на эти цели министерство предлагает направить минимум 200 млрд рублей из ФНБ, которые могли бы образовать дополнительный капитал разного уровня, но могут быть и другие механизмы докапитализции банков.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».