Время выпуска было идеальным: ФРС планировала бессрочно покупать казначейские ценные бумаги для сохранения низкой ставки, а инвесторы в Америке и Европе стремились приобрести долговые обязательства в долларах, ожидая большую прибыль. Замбия привлекла $12 млрд по десятилетним облигациям со ставкой в 5,4%. Даже Испания не могла занять в тот период времени под такой низкий процент.
Выпуск замбийских еврооблигаций подтвердил, что фонды в богатых странах готовы покинуть пределы домашних территорий, пройти мимо развивающихся рынков и войти в “пограничные рынки” (или рынки стран, для которых характерны высокий риск или низкий доход), пишет британский журнал The Economist. Даже когда объявление ФРС о завершении покупки облигаций привело к шоку в развивающихся экономиках, африканские государства продолжали получать средства из инвестиционных фондов. Нигерия и Гана продали еврооблигации в июле. Мозамбик привлек $850 млн в сентябре. Габон вторично выпустил еврооблигацию в декабре.
Пограничные рынки, как правило, небольшие по размеру, неликвидные и рискованные, поэтому многие наблюдатели удивились, что на них почти не отразились недавние потрясения в развивающихся экономиках. Биржевая фирма Exotix подсчитала разницу средней процентной ставки по еврооблигациям в 50 пограничных рынках (по сравнению с казначейскими ценными бумагами). Разница индекса уменьшилась до 395 базовых пунктов. Разрыв между показателем Exotix и индексом облигаций эмитентов рынков стран с переходной экономикой (EMBI) достиг исторического минимума в 68 базовых пунктов на этой неделе. То же самое можно сказать и об индексе фондовых рынков развивающихся стран (MSCI), который стал догонять индекс пограничных рынков.
Еще недавно пограничные рынки рассматривались как малозаметное дополнение для ориентированных на развивающиеся страны фондов. Сегодня они уже считаются как отдельный класс, полагает Эндрю Бруденел из HSBC. Распределители и консультанты пенсионных фондов теперь регулярно спрашивают, сколько следует инвестировать в пограничные рынки. Растущий к ним интерес отчасти объясняется снижением роста ВВП в Китае, Бразилии и Индии. Позитивное настроение, которое было по отношению к развивающимся экономикам в 1990-х гг., теперь наблюдается по отношению к пограничным рынкам, говорит Чарли Робертсон из Renaissance Capital.
Город НдолаПродолжаются дебаты и по поводу того, где начинается и заканчивается пограничный рынок. Если это страны, в которых нет развитого или развивающегося рынка, то 23 из 25 самых быстроразвивающихся экономик за последние десять лет можно отнести к пограничным рынкам. Но многие из этих пограничных экономик не имеют полноценной фондовой биржи, лишь Катар входит в индекс пограничных финансовых рынков MSCI. Для получения необходимой квалификации фондовая биржа должна иметь как минимум две акции, которые имеют определенный размер и объем ликвидности. Биржа также должна быть “доступной”, или открытой для иностранной собственности (когда капитал свободно и быстро преодолевает границы).
Только 24 рынка Восточной Европы, Ближнего Востока, Африки и Азии соответствуют эти стандартам: их общая рыночная капитализация равна $146 млрд. В сравнении с этим капитализация 21 биржи индекса развивающихся экономик превышает $4 трлн.
Можно не сомневаться, что увеличивающийся спрос приведет к росту предложения акций (это может произойти через продажу частной доли или приватизацию). Расширение рынка фондовых акций только приветствуется. Однако доступ к долговому рынку для некоторых стран может оказаться палкой о двух концах. Гана в 2007 г. выпустила свою первую еврооблигацию. Затем последовало резкое повышение зарплат в госсекторе, и в течение нескольких лет ее дефицит бюджета взлетел до 12% к ВВП. Мозамбик оказался в похожей ситуации.
Замбия пытается использовать полученные деньги намного мудрее, направляя их исключительно на конкретные проекты. Новые автодороги в “медном поясе” очень необходимы для экономики страны, так как по ним перевозится большое количество грузов. Но легкие деньги ведут к ослаблению дисциплины, росту зарплат госслужащих, а дефицит бюджета может подняться до 8% к ВВП в этом году. Для того чтобы ликвидировать этот разрыв, Замбия подумывает о выпуске новых бондов.
П информации The Economist