Каким должен быть и будет бюджет Украины в 2015 году

В этом году проект оказался не в пример прошлогоднему немногословным. Основные макропоказатели выглядят следующим образом. Номинальный ВВП 1742 млрд. грн. (по системе национальных счетов 2008 года) или 1 686,5 млрд. грн. (по системе национальных счетов 1993 года). Темп роста реального ВВП – 1,7%. Потребительская инфляция – 5,4%.  При этом уровень безработицы прогнозируют на уровне 7,8%.
Что касается курса доллара, то конкретной цифры в проекте документа нет. Поэтому предлагаю четко зафиксировать предложение на счет курса гривны к доллару США, опираясь на количественные целевые программные показатели меморандума, который подписан с МВФ.
 
Также следует определиться, какая именно система национальных счетов – 1993 или 2008 года – будет применяться при подсчете ВВП. Методологически указанные системы национальных счетов отличаются лишь тем, что используются разные подходы для учета одних и тех же экономических процессов. А именно в стандарте 2008 года с другими подходами учитываются некоторые «виртуальные» услуги и производство. Среди них, например, услуги по проживанию в собственном жилье. Проще говоря, условная прибыль, которую граждане могли бы получать от сдачи в аренду своего приватизированного жилья.
 
Или, скажем, нелегальная экономическая деятельность. По стандарту 1993 года учитывалась незначительно и частично. А в стандарте 2008 дополнительно учитываются отдельные виды такой деятельности: производство и распространение наркотиков, проституция, контрабанда алкоголя и табачных изделий.
 
В проекте постановления, подготовленном правительством, также оговорено, что дефицит бюджета в следующем году не превысит 3% от ВВП, а госдолг – 55% от ВВП. Предоставление новых госгарантий ограничится 5% от доходов общего фонда госбюджета. Приведен и ряд мероприятий, которые, по мнению правительства, послужат основой для стабилизации государственных финансов. При этом абсолютно упускается намерение поддерживать социальные стандарты на адекватном уровне. В связи с этим я предлагаю дополнить задания бюджетной политики следующими пунктами.
 
Во-первых, покрывать защищенные расходы доходами бюджета. Что позволит отойти от практики наращивания дефицита и госдолга для выплаты заработных плат, пенсий и других социальных выплат.
 
Во-вторых, нужно наконец-то провести полную инвентаризацию всех льгот и заменить действующую систему их предоставления адресной денежной помощью.
 
В-третьих, следует, по моему мнению, ликвидировать разрыв между размерами минимальной заработной платы и размером должностного оклада (тарифной ставки) работника первого тарифного разряда Единой тарифной сетки. При этом установить оптимальное соотношение в оплате труда в разных отраслях и для разных должностей.
В-четвертых, размер минимальной заработной платы и прожиточного минимума повышать ежеквартально. И такое повышение не должно быть ниже, чем индекс инфляции. Также необходимо пересмотреть состав набора и стоимость потребительской корзины на уровне цен 2014 года.
 
В поданном документе правительство ожидаемо уделило достаточно много внимания вопросам децентрализации в описании госбюджета и местных бюджетов. Но совершенно забыло выполнить прямую норму статьи 33 Бюджетного кодекса и указать удельный вес местных бюджетов в консолидированном бюджете Украины с соответствующим обоснованием.

Залишити відповідь