ФСБ получит полный контроль над российскими блоггерами и соцсетями

Роскомнадзор, по словам его представителя Вадима Ампелонского, разработал документы о порядке уведомления этой службы о начале деятельности в сети и о ведении реестра блогеров и интернет-компаний, о взаимодействии ведомства с организатором распространения информации. Также Роскомнадзор предложил категории сайтов, которые не должны подпадать под новые нормы. Еще один документ пришел из ФСБ: он регламентирует порядок хранения информации интернет-компании.

Через два месяца, 1 августа, в России начнет действовать так называемый антитеррористический пакет поправок в законодательство. Сейчас по закону компании обязаны предоставлять данные о личности пользователя и его активности в сети только по решению суда. Но прокуратура довольно часто напрямую обращается с подобными запросами к сервисам – и часть компаний на них отвечает. Новые нормы обязывают интернет-компании в течение полугода хранить данные о своих пользователях и по первому требованию передавать их уполномоченным органам, которые ведут оперативно-разыскную деятельность.

Чтобы полиция и спецслужбы знали, у кого запрашивать данные, компаниям, которые предоставляют пользователям возможность обмениваться информацией, нужно уведомлять о начале своей работы Роскомнадзор. Ранее председатель комитета Госдумы по информационной политике Алексей Митрофанов говорил, что под это определение подпадают социальные сети (Facebook, Twitter, «В контакте» и др.), блогхостинги, форумы. Под новые нормы не подпадают образовательные, научные ресурсы, сайты о культуре и т. п., говорит Ампелонский. Интернет-компаниям удалось добиться, чтобы регистрация в Роскомнадзоре была добровольной, указывает гендиректор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко. Компании могут выбрать – регистрироваться сразу или только после получения запроса от правоохранительных органов.

Какую именно информацию хочет получать государство от интернет-компаний, впервые расписано в регламенте ФСБ. Из документа следует, что правоохранительным органам нужна практически вся информация о действиях пользователя в сети. Это идентификатор пользователя (логин), все адреса электронной почты (как основной, так и той, что используется для переадресации), список всех его контактов, категории контактов (друзья, подписчики), количество и объем полученных и переданных пользователем сообщений, все изменения в аккаунте и попытки его удаления.

Делиться со спецслужбами надо будет и данными о том, когда и какие именно страницы соцсетей, интернет-форумов, блогхостингов посещают пользователи. Государство интересуют даже названия устройств, с которых выходит в интернет пользователь, и какие программы и DNS-серверы при этом использует. Спецслужбы решили, что также им необходим доступ к данным о платных услугах, которые пользователи приобретают у интернет-компаний, включая сумму и название платежной системы. На продажу товаров через интернет эта норма не распространяется.

Но самое главное – компании не обязаны хранить и делиться содержанием переписки, постов, комментариев и других сообщений пользователя.

«Мы изучаем закон и пока не готовы комментировать технические детали», – сказала вчера представитель Google Светлана Анурова. Представитель «Яндекса» сообщил, что компания будет соблюдать законодательство. Представитель Mail.ru Group (управляет соцсетями «Одноклассники» и «Вконтакте») отказался от комментариев.

Напомним, в апреле Павел Дуров, создатель крупнейшей социальной сети Рунета "Вконтакте", разместил у себя на странице несколько постов о том, что 13 декабря 2013 года ФСБ России запрашивало информацию об организаторах страниц, посвященных Евромайдану, но он отказался, ведь на украинских пользователей соцсети законы РФ не распространяются. Также он публично отказался закрывать антикоррупционную группу Алексея Навального.

После этого его уволили с поста гендиректора им же созданной соцсети. Он был вынужден уехать из России и заняться созданием другого сервиса.

Залишити відповідь