Posted inБез категорії

Свободный босс и надежный директор

Но это только последние десять лет, а ранее я совершил множество ошибок и долго не мог вырваться из оперативной деятельности, ощущая себя в ловушке. 

Основная проблема была в том, что я не понимал, в чем заключаются функции владельца, а в чем – директора. Когда эти функции «слипаются» в разуме, шансы для владельца когда-нибудь освободиться от оперативного управления и нанять успешного директора равны нулю. Это вовсе не значит, что для успеха достаточно лишь понять, что должен делать босс, однако это первый шаг. 

Недавно один владелец небольшой компании, также являющийся и директором, задал вопрос: «А что делать, если владелец компании – интроверт, которому не нравится иметь дело с людьми и он больше любит технику. Может ли он успешно выполнять функции владельца?». И мне пришлось ему прямо ответить, что шансов нет. Причина в том, что главная функция владельца компании, отличающая ее от функций директора, состоит в том, чтобы создавать идеологию компании, продвигать ее и вдохновлять ею свою команду. Можно сказать, что хороший босс формирует определенную миссию для команды, определяет основные правила, а директор делает так, чтобы это реализовывалось в жизни. И, конечно, основная работа босса – продвигать все так, чтобы и директор, и остальные члены команды оставались на пути к цели. 

И если владелец компании этого делать не хочет или не умеет, ни о какой преданности директора не может быть и речи. Причем, какого бы размера ни была компания, эта миссия должна быть точно определена. Босс должен предопределить, что именно должна реализовать в реальном мире эта компания и каков ее основной путь. В этом нет никакой сложности. Например, для строительной компании это может быть: «Обеспечить жителей города жильем, проектируя и строя доступные и качественные многоквартирные дома». А для небольшого магазина: «Повысить качество жизни жителей квартала, обеспечивая их наиболее востребованными продуктами рядом с домом». Эти формулировки нужны не для того, чтобы произвести впечатление на покупателей, они будут оценивать магазин не по лозунгам на стенах, а по реально существующему уровню сервиса. Но они при правильном подходе станут определять всю деятельность, поскольку фактически дают ответы на вопросы о том, по какому признаку отбирать поставщиков и товары, насколько широким должен быть ассортимент, как правильно определить расписание работы. 

Но даже если владелец компании осознанно сформулировал эти идеи, но не растолковал, как они должны быть воплощены в повседневной деятельности, для большинства сотрудников они будут абстрактными высокопарными заявлениями. Например, очень часто в идеологии компании говорится о «качестве» или «заботе», но когда спрашиваешь у сотрудника, как конкретно выглядит «качество» или «забота» в жизни, он не может ответить. Это говорит о том, что босс не сделал свою работу полностью и созданная идеология не работает.

Если директора пытаются «вдохновить» или просто удержать с помощью денег, он, возможно, будет предан деньгам, но не компании. Мы хотим преданности ее интересам в первую очередь. И как же он будет предан интересам компании, если не предан ее миссии просто потому, что не понимает ее точно. 

12 лет назад на одном из моих производственных предприятий возникла неожиданная ситуация. После того как была сформулирована миссия, долгосрочные цели и стратегия, один из топ-менеджеров подал заявление об увольнении. Это был ценный сотрудник, очень эффективный и прямой человек. На мой вопрос о том, почему он хочет уволиться, ответ был таков: не согласен с этими идеями и приоритетами в деятельности. Интересно здесь то, что он проработал в компании около двух лет, при этом с точки зрения владельца ее идеология никак не изменилась.

Единственное, что изменилось, – эта идеология была сформулирована и ее начали продвигать сотрудникам. Таким образом, два года этот топ-менеджер фактически работал над чем-то другим, прикладывал усилия, чтобы реализовать какую-то другую идею. Вы можете представить себе, во что это обошлось на самом деле компании? Если владелец не делает свою работу хорошо, его ошибки обходятся компании дороже, чем ошибки любого другого сотрудника.

Можно сказать, что вопрос свободы босса и преданности команды состоит в том, чтобы, продвигая вдохновляющую идеологию, привлекать и удерживать на этих целях способных людей. И, конечно, это невозможно сделать, лишь написав несколько правильных идей на бумаге. Работа босса – постоянный труд, но он отличается от оперативного управления. 

Вместе с тем, как и когда заниматься этими «идеологическими» вопросами, если ты еще завален решением множества оперативных? Получается замкнутый круг: не могу заняться главным, потому что занят оперативкой, а занят ею, потому что не могу заняться функциями владельца. Очевидно, что разорвать этот круг можно, только начиная с функций владельца, выделяя на это время, повышая свою компетентность в данном вопросе, делая что-то для выполнения этих функций.

Закончил национальный университет имени Тараса Шевченко. Опыт работы в журналистике - больше 15 лет

Залишити відповідь