Киноиндустрия – двигатель экономики

«Игры престолов» в Северной Ирландии

Сегодня кинематограф стал весомой составляющей экономики. Киноиндустрия двигает вперед целые регионы и даже страны. По данным Associated Press, с начала съемок в 2009 г. американский телеканал HBO вложил в экономику Северной Ирландии более $149 млн. Три четверти сериала были сняты в различных районах страны или же в павильоне киностудии в Белфасте. Благодаря съемкам работу получили сотни местных жителей, а поток туристов, желающих посмотреть на знаменитые пейзажи, с каждым разом все увеличивается. Местные власти превратили место съемок в популярное туристическое направление. Еще в конце прошлого года министр по развитию предпринимательства и торговли Северной Ирландии Арлин Фостер сообщала, что британский регион постарается извлечь выгоду из бешеной популярности телесериала. Бизнес-план на будущее – активно развивать тематический туризм и с его помощью увеличить число иностранных посетителей до 2-3 млн. ежегодно к 2016 г.

Не дожидаясь официальных программ, многие агентства начали организовывать туры для фанатов сериала. Они позволяют увидеть знаменитую Дорогу гигантов, лесной парк Толлимор, графство Антрим, а также многочисленные памятники средневековой архитектуры, такие как замки Шейна и Уорд. Одна из красивейших локаций сериала – зеленая долина у подножья гор Морн. Здесь проходили съемки не только «Игры престолов», но и фильмов из цикла «Хроники Нарнии».
Пример Ирландии далеко не единственный. В Шотландии ежегодно растет поток туристов, желающих посмотреть места, где проходили съемки саги о Гарри Поттере. Знаменитый Хогвардский экспресс, на котором волшебники добирались в школу магии, в реальной жизни называется Якобитов паровоз. И ходит он два раза в день по маршруту Форт-Уильям – Маллэг. Кроме того, это один из лучших способов попасть из Англии в Шотландию. Надо ли говорить, что у этой достопримечательности нет отбоя от туристов, которым приходится весьма заранее бронировать билеты.

Экономика и национальная идентичность

Но есть в мире одно место, ставшее синонимом киноиндустрии, – район Лос-Анджелеса Голливуд. Он является символом американского капитализма: жесткой конкуренции идей, людей и денег. От него во многом зависит сегодня облик всего так называемого западного мира. Именно Голливуд в свое время повлиял на самосознание большой части человечества, на его цели и ценности. Александр Роднянский, украинский и российский продюсер и телевизионный менеджер, в своей книге «Выходит продюсер» приводит простой пример: еще 50 лет назад США были страной, зараженной ксенофобией, а теперь – ее президент Барак Обама. Более того, Голливуд – достижение мировой экономики.

В США кинобизнес – огромная индустрия, обеспечивающая 2,1 млн. рабочих мест. Объем выплаченной ее сотрудникам заработной платы за 2010 г. составляет $143 млрд. Общий оборот индустрии за 2011 г. – $464 млрд. Экспорт фильмов, музыки и т. д. – одна из важных отраслей экспорта Соединенных Штатов. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, США – единственная страна в мире, у которой доля экспорта аудиовизуальной продукции в общей доле экспорта услуг составила более 3,2%, а также единственное государство, не имеющее в этой категории торгового дефицита. На долю Соединенных Штатов в том же 2007 г. приходилось 51,5% всего экспорта аудиовизуальной продукции среди 15 самых развитых экономик мира. В 2010-м  США экспортировали фильмов и телевизионных программ на $13,5 млрд., сальдо торгового баланса в этой категории составило $11,9 млрд.

В Голливуде сосредоточены главные мировые ресурсы кинопроизводства. Это произошло по многим причинам – как культурно-этническим и социокультурным, типа общепризнанной ориентированности американцев как народа на кино (тут оно любимейшее из искусств, ведь американцы – нация, «намытая» волнами разноязыких эмиграций, которые нашли общий язык и общую национальную идентичность через визуальные образы – комиксы и «движущиеся картинки»), так и экономическим и этическим.

Голливуд. Начало

Как же «фабрика грез» влияла на жизнь района Голливуд? Его история началась с простой глинобитной хижины, построенной в 1853 г., и до 1870-х там процветало сельское хозяйство и выращивание зерновых. В 1900 г. община насчитывала 500 жителей со своей почтой, отелем и двумя рынками. С Лос-Анджелесом ее соединяла одна колея трамвая, пролегавшая через цитрусовую рощу. Несколькими годами позже старая цитрусовая фабрика была переделана на извозчичий двор для улучшения транспортной развязки. В 1902 г. компания антрепренера Г. Дж. Уитли открыла в Голливуде первую очередь отеля, она же занималась развитием первого жилого квартала Оушен Вью Трэкт, расположенного среди лимонных рощ. В 1910 г., чтобы решить постоянные проблемы с водоснабжением, Голливуд проголосовал за присоединение к Лос-Анджелесу в статусе муниципалитета.

Кинематограф в тех краях появился впервые в 1906 г., но не в Голливуде, а в Лос-Анджелесе. Первая киностудия также была построена именно там – в 1909-м. Первый фильм в Голливуде сняли в 1910 г. по счастливой случайности. Когда съемочная группа «Компании Биограф» из Нью-Йорка готовилась к работе в Лос-Анджелесе и ради интереса решила осмотреть новые территории, то проехала порядка 8 км к маленькому поселению Голливуд. Там они были более чем радушно приняты местными жителями, а натура прекрасно подходила для картин о мексиканской провинции 1800-х. До возвращения в Нью-Йорк группа сняла несколько фильмов.

В октябре 1911 г. в Голливуде была организованна первая киностудия (для этого «Компания Кентавр» арендовала заброшенную придорожную закусочную). Уже в 1920-х Голливуд стал всемирно известным центром кинопроизводства. Все ключевые студии – «Columbia», «RKO Pictures», «Paramount» и «Warner Bros.» – были расположены именно там. Компания Pacific Electric Railway наладила железнодорожное сообщение с Голливудом. До 1940-х практически все пассажиры приезжали в Голливуд легендарными «красными вагонами» этой компании.

В 1947 г. свою работу начала первая коммерческая телевизионная станция. Надо ли говорить, что все перемены, происходившие в Голливуде, сопровождались строительным бумом. В начале 1950-х была построена знаменитая четырехуровневая транспортная развязка, по ее разделительной полосе запустили трамваи, упрощающие путешествие из Голливуда в Лос-Анджелес. В 1958 г. был основан объект, привлекающий с каждым годом все больше туристов, – знаменитая «Голливудская аллея славы». Многими годами позже, в 1999 г., наконец-то ветка метро соединила Голливуд и Лос-Анджелес.

Что интересно, со временем основные студии ушли из Голливуда снова в Лос-Анджелес. Но все основное кинопроизводство до сих пор сосредоточенно в окрестностях Голливуда. А вся вспомогательная индустрия – студии монтажа, освещения, реквизита и специальных эффектов, как и натурные съемочные площадки, – находятся в самом Голливуде.

В середине 1990-х и начале 2000-х Голливуд начали покидать не только офисы киностудий, но и радиостанции Лос-Анджелеса. Начался период спада. Но сегодня Голливуд переживает стремительную джентрификацию, цель которой – уплотнить городское население. Огромные, прежде не фешенебельные его районы со старыми студийными постройками и заброшенными офисами поддаются реконструкции. В них заселяются как художники и представители богемы, так и те, кто хочет почувствовать себя причастным к знаменитой «фабрике грез». Многие старые здания стали лофтами и жилыми домами. Кроме того, Голливуд вернул себе статус центра ночной жизни Лос-Анджелеса благодаря бесчисленным барам и фешенебельным ресторанам.

Снимать кино выгодно

Александр Роднянский в своей книге подчеркнул, что снимать кино в Голливуде проще, чем где-либо еще, а естественность существования тут кинопроизводства не может не впечатлять. Но одним только Голливудом кинопроизводство в США не ограничено. Благодаря программе льгот для производителей кино в штате Джорджия снимается немало фильмов. Подобная ситуация и в Атланте. А Голливуд все больше превращается в площадку для съемки телевизионных сериалов.
Отток кинопроизводителей из Лос-Анджелеса начался более десяти лет назад и был вызван в первую очередь экономическими причинами: снимать в Лос-Анджелесе, да и вообще в Калифорнии, оказалось менее выгодно, чем, например, в Луизиане. Сегодня разные штаты соревнуются по части налоговых льгот для кинопроизводителей, лишь бы именно к ним приезжали снимать. Логика здесь сугубо экономическая: съемочная группа, скажем, из 100 человек должна где-то жить, что-то есть и пить и т. д. Таким образом, появление в городе нескольких съемочных групп обеспечивает работой отели, рестораны, бары, прачечные, таксистов – всех.

Кроме того, если продюсер принял решение снимать, например, в Джорджии, то он вряд ли захочет везти с собой из Лос-Анджелеса технический персонал, необходимый для съемок, водителей, камеры и прочее оборудование. А значит для этого на месте, в Джорджии, могут быть созданы предприятия, предоставляющие такие услуги, что будет удобно для продюсера и выгодно для штата. Получается, что кино создает рабочие места, обеспечивает работой малый бизнес и пополняет казну штата. Взамен кинобизнес получает очень внушительные льготы. Например, в Джорджии из $12 млн., потраченных в штате, продюсер может получить обратно $3 млн. за счет налоговых вычетов.

Хорошей иллюстрацией ситуации, складывающейся с выбором мест для съемок, может служить история с фильмом «Дежа вю», который режиссер Тони Скотт планировал снимать в Новом Орлеане. Но после урагана «Катрина» съемки пришлось отложить, а потом Скотт и вовсе решил снимать в другом городе. Губернатор Луизианы Кэтлин Бланко лично уговаривала продюсера Джерри Брукхаймера не переносить съемки и предоставила группе невиданную помощь. И штату, и городу это было жизненно важно, поскольку обеспечивало бы работой тысячи людей, пострадавших от урагана, и становилось сигналом для киноиндустрии в целом – в Новом Орлеане и Луизиане по-прежнему можно работать. За 2005 г. производство фильмов принесло в казну штата Луизиана $125 млн. Но сегодня Соединенным Штатам придется хорошенько напрячься, чтобы победить наметившуюся тенденцию среди кинематографистов – уезжать на время съемок в Канаду, где в том же Торонто есть все условия для получения качественного фильма.

Кинопроизводство сегодня – сфера искусства и экономики одновременно. К тройке ведущих киноиндустрий мира – Голливуд, Нолливуд (Нигерия) и Болливуд (Индия) – стремится примкнуть еще и Турция, правительство которой заявило о желании создать свой Теркивуд. С помощью кинопроизводства можно не только заработать, но и значительно развить экономику отдельных регионов и даже стран. Так, может, стоит воспользоваться чужим опытом? Ведь пример Америки показывает нам, что все возможно. Возможно абсолютно все!

Залишити відповідь