Убийцы творчества: 5 привычек, которые губят ваш творческий потенциал

Чтобы быть успешным предпринимателем, необходимо придумывать новые идеи – или, по крайней мере, новые способы реализовать старую идею. Если вы ничем не лучше конкурентов, вам не удастся преуспеть. А если вы придумаете нечто совершенно новое, не имеющее конкуренции? Вы обыграете их.

Но творчество – это сложно, хотя креативные идеи не всегда придумывают те, кого мы привыкли считать креативными. Креативность может быть и прагматичной, на нее способны даже те, кто внешне далек от творчества. Творчество также может сознательно или бессознательно пресекаться самим человеком. Доктор Себастьян Бейли, автор новой книги «Разминка для разума: добиваться большего, думая по-другому», считает, что у предпринимателей существуют привычки, убивающие креативность и, как следствие, разрушают бизнес. Эти мысли нужно регулярно пропалывать, как сорняки, чтобы в саду вашего бизнеса вырастали вкусные и полезные плоды.

1. Я знаю эту проблему. На шее у осла – шестифутовая веревка. За восемь футов от него – стог сена. Как ослу добраться до сена, если он не может ни перекусить, ни снять веревку?
 
Нет, он не может использовать задние ноги или порыв ветра.

Чтобы решить эту головоломку, вы должны выделить то известное, что вам дает условие, не обращая внимания на возникающие у вас в голове картинки при словах «осел» и «веревка». А в условии не сказано, что другой конец веревки к чему-то привязан. Это значит, что осел может спокойно подойти к сену, когда захочет.

Когда вы предполагаете, что уже знаете, как решить проблему, вы толкуете известные переменные узко, ваше мышление сужается, чтобы искать выход, исходя из ваших предположений. Проанализируйте все, что знаете о проблеме и проверите свои предположения. Вы можете обнаружить, что ваша проблема действительно совсем не то, что вы первоначально думали.

 2. Я знаю решение. Мы часто вспоминаем задачки и проблемы, с которыми сталкивались ранее, и предполагаем, что возникающие проблемы можем решить таким же образом. Но это приводит к механическому, шаблонному мышлению, которое игнорирует возможность альтернативных решений.

Рассмотрим историю Джейка, который любил свою работу, но ненавидел своего босса. Джейк встретился с рекрутером, который уверил его, что найти другую работу будет легко. Подумав об этом, Джейк вернулся к рекрутеру и расхвалил своего босса. Через несколько дней его босс получил приглашение на вакансию в новой компании и принял его. Джейк продолжил работать в любимой компании и решил проблему с плохим начальником.

3. Я не фантазер, а реалист. Когда Эйнштейн разрабатывал свою теорию относительности, он стремился оставить реальность позади. Он представлял себя в погоне за лучом света, представлял себе путешествие, в которое собирается отправиться. Ваше мышление часто зависит от той «реальности», в которой вы живете.

Быть практичным – хорошо, но слишком часто наше мышление сдерживается рамками того, что мы считаем реальностью. Такое отношение привязывает нас к определенному положению вещей и не дает нам создавать те самые уникальные и инновационные идеи, которые можно было бы воплотить, если бы мы просто прекратили принимать ограничения «реальности» как данность.

4. Я эксперт. Иногда ваши знания или опыт могут стать серьезным препятствием на пути новых решений или помешать вам делать нестандартные предположения. Вы думаете, что уже знаете, как решать проблему, прежде чем полностью изучили ее нюансы. Когда вы считаете себя экспертом, то применяете свои специальные знания, что обеспечивает вам возможность лучше понимать проблему, чем многим другим.
Тем не менее, при обилии знаний, вы можете предположить, что проблема сложнее, чем на самом деле. Постарайтесь увидеть проблему с точки зрения стороннего наблюдателя, и вы обнаружите, что проблема гораздо менее сложна.

5. Я вижу все так, как есть. Посмотрите на облака за окном. Когда вы были ребенком, вы, вероятно, видели на небесах драконов, замки, животных. Многие взрослые, однако, смотрят на облака и не видят в них ничего, кроме угрозы ливня в ближайшее время. Психологи называют это «функциональной фиксированностью» – мы видим вещи в их основной функции и тем самым не даем волю нашему воображению. Чтобы мыслить творчески, мы должны перестать думать: «Что это?» и вместо этого думать «Что бы это могло быть?»

Все эти мыслительные привычки вырабатываются из желания фокусироваться и решать проблемы быстро и эффективно. Проблема в том, что любопытство, открытость, а также любовь к экспериментам остаются за бортом. Поэтому люди и организации лишаются возможности разрабатывать креативные и инновационные решения.

Залишити відповідь