Почему в Украине сокращают "эйчаров"?

В последние 7 месяцев в ситуации политической и экономической нестабильности в Украине перед бизнесом остро возникли вопросы, с которыми ранее компаниям не доводилось сталкиваться. Если компания не прибыльна – она принимает решение сокращать затраты и оптимизировать расходы. Последствия влияния кризиса уже ощутили многие. Особенно те, кто территориально находится в зоне военных действий; финансовые компании и банковский сектор; те компании, которые связаны с экспортным рынком России; а также те, которые зависят от прямых внешних инвестиций и проектов.

Как вывод, бизнес осознал тот факт, что кризис есть и он затрагивает практически все отрасли. Для того, чтобы выжить компаниям необходимо не просто приспосабливаться к новым условиям, но и получать максимальные результаты, используя минимальные ресурсы. Стратегия снижения затрат подразумевает рациональное использование всех имеющихся ресурсов, правильное планирование и увеличение эффективности работы каждого сотрудника, но оптимизировать расходы также необходимо с тщательным предварительным анализом. Для многих компаний оптимизация расходов – это главная статья, на которой пытаются сэкономить. В сегодняшней ситуации кризис заставляет многие компании сокращать персонал, но сначала нужно решить, что для организации дешевле: уволить или все-таки сохранить. Если уволить, то кого.
 
К сожалению, анализируя информацию, с которой столкнулась компания Hay Group, мы можем отметить, что некоторые функциональные направления теряют работу чаще, чем другие. Так, в первую очередь сейчас это коснулось HR функции.  Многие компании в Украине, в большинстве случаев, это локальные компании, сократили даже не определенных специалистов, а целые отделы по управлению персоналом.

Почему же так получилось, что именно эта функция пострадала больше всех? Объяснения руководителей понятны: прибыль компании уменьшается, нужно сокращать издержки, рост штата не предвидится и должности, которые занимаются подбором персонала сейчас не нужны, на обучение мы все равно сокращаем затраты, бухгалтер может посчитать заработные платы, а кадровую администрацию можно отдать на аутсорс. Вопрос возникает следующий: это ли главные функции HR-специалиста? В этом ли заключается его ценность? Кем является HR для компании – рекрутером и администратором или же стратегическим бизнес-партнером? Как показать ценность HR топ-руководителям? Как донести, что именно в кризисное время ценность HR возрастает как никогда, а во всем мире приоритеты функции HR смещаются в сторону создания дополнительной ценности, управление изменениями и создания условий для эффективности и вовлеченности сотрудников.

На рисунке приведены современные роли HR функции в компаниях из рейтинга Fortune 500, которые помогают данным компаниям быть успешными и являться  одними из самых желаемых для соискателей работодателями.
 

 
Как видим, сейчас во времена нестабильности роль HR-менеджера становится еще более актуальной. Именно они должны стать агентами перемен и работать с изменениями, и если же и нужно будет сокращать персонал, то только на основании предварительно проделанной работы HR-менеджером по организационной диагностике, аудиту персонала и оптимизации бизнес-процессов. Важно провести оптимизацию функциональных обязанностей всех сотрудников и только после этого можно говорить о сокращении, хотя все равно останется вопрос, что дешевле уволить ли сотрудника, либо сохранить. И, если уволить, то нужно убедиться в том, что мы увольняем неэффективных сотрудников, тех, которые не вносят дополнительного вклада в работу. Другими словами – тех, кто не вовлечен, не показывает высоких результатов, с низким потенциалом к росту, низкой компетентностью и тех, кто портит климат в компании.

С данной задачей помогут справится исследования вовлеченности, инструменты по оценке персонала, а также, внедренная в компании система оценки деятельности сотрудников по ключевых показателям эффективности — KPI, тогда уровень объективности не станет вызывать сомнений у сотрудников и не приведет к демотивации, повысит лояльность и не вызовет необоснованных страхов в связи с сокращениями.
 
Всю вышеперечисленную помощь должны оказывать HR-менеджеры. К сожалению, сейчас руководители не видят ценности в HR и в условиях современного украинского бизнеса данная функция трансформируется медленнее всего, восприятие роли HR руководителями далека еще от незаменимого бизнес партнера и помощника, успех компании не ассоциируется с успехом работы HR-менеджера, общие цели HR-менеджеров и линейных руководителей слабо согласованы, а HR-менеджеры не всегда обладают необходимыми компетенциями, чтобы перенять роль HR бизнес-партнера.
 
Давайте же разберемся, каким должен быть HR, которого никогда не захочет сократить руководитель, в чем его ценность и как с этим обстоят дела в Украине.

В первую очередь, управление персоналом играет значительную роль во внедрении стратегии компании и эффективности сотрудников. Ведь главная задача HR – это сделать людей эффективными.
 
Если систематизировать всю информацию, то в большинстве своем в компаниях выделяют такие основные направления в управлении персоналом:

  • Кадровое делопроизводство, 
  • Подбор персонала, рекрутинг;
  • Оценка персонала;
  • Мотивация персонала, система вознаграждения; 
  • Развитие персонала

Попробуем рассмотреть их со стороны бизнеса, какой вклад они могут сделать в результаты деятельности компании. Ведь все компании работают для того, чтобы получать прибыль.

  1. Бюджетный контроль. HR сдерживает рост затрат на персонал (ФОТ) через разработку эффективной системы вознаграждения, установки заработных плат на основе изучения рынка труда, анализа и сравнения заработной платы на основе рыночных данных исследований по вознаграждению; через систему точного определения потребностей сотрудников во льготах и коммуникацию лучших цен с провайдерами.
  2. Разрешение конфликтов. На рабочем месте конфликты практически неизбежны и задача менеджера по управлению персоналом предупредить конфликт, разрешить и восстановить положительные рабочие отношения через навыки коучинга.
  3. Обучение и развитие. HR проводит оценку персонала не только для управление системой вознаграждения, но также для определения потребностей в обучении, на соответствие людей должностям для максимальной их эффективности в данной роли и улучшения необходимых навыков и квалификации. Это поможет не только сэкономить и не нанимать дополнительный персонал, а также уменьшит текучесть кадров.
  4. Экономия. С хорошо построенной системой подбора и адаптации персонала HR может минимизировать затраты относящиеся к рекрутингу новых сотрудников (объявления на сайтах, время на поиск и введение в должность). Например, стоимость поиска нового менеджера может равняться его годовому окладу и при этом нет гарантии, что он будет эффективнее предыдущего.
  5. Улучшение производительности. HR разрабатывает систему управления эффективностью через систему ключевых показателей эффективности (КПЭ), когда перед каждым сотрудником поставлены измеримые цели, которые несут единый вклад в достижение целей всей компанией
  6. Устойчивый бизнес. Через планирование преемственности HR идентифицирует сотрудников с высоким лидерским потенциалом и создает кадровый резерв как для экспертных должностей, так и для будущих руководителей. Эта функция является очень важной, так как гарантирует стабильность организации.
  7. Корпоративный имидж. Все мы хотим работать в престижных компаниях и гордиться своей работой в них. Мы часто слышали, как компании участвуют в рейтингах «Лучший работодатель», чтобы получить признание за то, как они относятся к сотрудникам. Это помогает им привлекать при рекрутинге наиболее квалифицированных кандидатов и выбирать лучших из них, повышает их имиджевый статус.
  8. Обеспечение вовлеченности, удовлетворенности и эффективности сотрудников. Одной из задач HR является проведение исследований по вовлеченности персонала и работа по повышению его уровня. HR определяет уровень мотивации сотрудников и имеющиеся условия, которые создает компания, чтобы сотрудник в его должности был эффективен; выявляет факторы, препятствующие эффективной работе сотрудников; внедряет план по повышению уровня эффективности; объясняет руководителям, как можно повысить эффективность членов команды; выявляет области, где необходимо сосредоточить ресурсы для получения максимального возврата на инвестиции

Все вышеперечисленные факторы несут дополнительную ценность, но в Украине менеджеры по управлению персоналом пока еще не могут донести эту ценность руководителям, поэтому их и сокращают в первую очередь. Интересно то, что, судя по опросу, в Украине только 47% HR менеджеров эффективны. Это те люди, которые мотивированы выполнять свою работу, лояльны к работодателю и компании им для этого предоставляют все необходимые условия. Какие же барьеры отметили HR менеджеры, препятствующие их эффективной работе?

  • Организация рабочих процессов (Работа в команде сотрудника хорошо организована; не существует значительных препятствий для эффективной деятельности; при реализации рабочих процессов компания использует новейшие технологии). 57% респондентов отметили данный фактор как положительный. Это на 7% ниже, чем в сравнении с другими сотрудниками и компаниями в Украине.
  • Уверенность в высшем руководстве (Сотрудники считают, что для компании в целом характерно эффективное управление; степень доверия сотрудников и уверенности в высшем руководстве, мнение относительно открытости и честности руководителей высшего звена в предоставлении информации) 61% респондентов отметили данный фактор как положительный. Это на 9% ниже, чем в сравнении с другими сотрудниками и компаниями в Украине.
  • Управление эффективностью деятельности (Компания ожидает от своих сотрудников высокого уровня производительности; сотрудники имеют четкое представление о тех результатах, которые от них ожидают; чем выше результаты сотрудника, тем выше его вознаграждение; сотрудники получают четкую и регулярную обратную связь относительно своей работы) 68% респондентов отметили данный фактор как положительный. Это на 7% ниже, чем в сравнении с другими сотрудниками и компаниями в Украине.
  • Цели компании (Сотрудники понимают связь между своей работой, общими целями и стратегией компании, оценивают бизнес-перспективы на ближайшие 2-3 года) 77% респондентов отметили данный фактор как положительный. Это на 5% ниже, чем в сравнении с другими сотрудниками и компаниями в Украине.

Интересным остается тот факт, что HR менеджеры отметили, что они обладают необходимыми ресурсами – 5% выше, чем показатель по другим сотрудникам и компаниям в Украине, но их вовлеченность ниже на 10%, чем группа для сравнения. Как результат мы имеем 27% не эффективных HR менеджеров, которые не вовлечены и которым компании для этого не предоставили условий и 19% отстраненных HR менеджеров, которым компании предоставили все условия для работы, но они все равно не готовы прикладывать дополнительные усилия и не лояльны работодателю. А не вовлеченному HR менеджеру (в Украине таких 46%) куда сложнее донести ценность своей работы другим, в том числе и руководителю, сложно мотивировать себя на достижение более высоких целей и сложно прикладывать дополнительные усилия (сверх того, что требуется).
 
Что бы мы могли порекомендовать в такой ситуации HR менеджерам и топ-руководителям? Как и во всем мире, в Украине хоть и медленнее, но происходит процесс трансформации HR на более стратегический уровень и для того, чтобы соответствовать новым требованиям и вызовам HR менеджеры должны развивать не только профессиональные навыки, знания и квалификацию, но и развивать компетенции. В тоже самое время, руководители должны стараться создать условия для работы HR менеджеров, наделить их полномочиями, посвятить в цели компании, быть с ними открытыми и честными, что даст HR менеджерам возможность почувствовать уверенность в руководстве компанией и поможет при поддержке руководителей построить HR модель завтрашнего дня, ориентированную на бизнес, а не на администрирование, как показано на рисунке.


Справка:

Hay Group – глобальная консалтинговая компания в области управления, создана в 1943 году.
Офисы компании находятся в 49 странах мира, количество сотрудников – более 2 600 человек. 

Залишити відповідь